Канал в ТелеграмГруппа в ВК

Вологодское губернское акцизное управление. Город Вологда Вологодской губернии - (1863-1917)

Фонд № 351

Крайние даты документов: 1863 — 1917 гг.

Раздел рубрикатора: 8.2.9. Фонды акцизных учреждений

Описи фонда
Заголовок Даты документов Единиц хранения
1 Опись дел постоянного хранения 1863 — 1917 1197
2 Опись дел постоянного хранения 1863 — 1917 868
3 Опись дел постоянного хранения 1863 — 1917 83
4 Опись дел постоянного хранения 1863 — 1917 56
5 Опись дел постоянного хранения 1863 — 1917 37

Годовые отчеты по акцизным сборам. Документы об открытии солеваренных и винокуренных заводов в Вологодской губернии. Приходо-расходные документы. Личные дела сотрудников акцизного управления - 1863-1917 г.г.

Историческая справка

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА к фонду 351 – Вологодское губернское акцизное управление. Город Вологда Вологодской губернии - (1863-1917)

I. История фондообразователя

В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий. В конце XIX – начале XX веков объектами акцизного обложения являлись: соль, свеклосахарное производство, крепкие напитки, табак, осветительные нефтяные масла, зажигательные спички. В начале 1860-х годов в результате буржуазных реформ в России были упразднены винные откупа. Торговлю спиртными напитками сделали свободной. Производство спиртных напитков было обложено акцизным сбором. Введение этого акциза вызвало разделение существовавшего при Министерстве финансов Департамента разных податей и сборов на два Департамента – неокладных и окладных сборов. Департамент неокладных сборов стал заведовать питейным, табачным, свеклосахарным, спичечным и керосиновым акцизами. Местными учреждениями для администрирования акцизных сборов должны были стать губернские и окружные питейно-акцизные управления, которые принимали на себя функции ранее существовавших питейных отделений казенных палат. Общая задача и обязанность данных управлений заключалась в охране казенных интересов по уплате косвенных налогов. 4 июля 1861 года было Высочайше утверждено «Положение о питейном сборе», согласно которому в Российской империи вводилась единообразная акцизная система взимания питейного сбора и открывались акцизные управления (ПЗС РИ-2. СПб., 1830-1884. Т. 36. Отд. II. № 37197. С. 39-70). Закон дозволял губернским акцизным управлениям распространять свою деятельность на несколько губерний, а окружным – на несколько уездов, в зависимости от числа и обширности заводов и фабрик, выделывающих предметы, обложенные акцизом или заведений, производящих торговлю такими предметами. Таким образом, название акцизных управлений «губернскими» не всегда соответствовало территориальному объему компетенции этих учреждений. Определение пространства деятельности губернских акцизных управлений, число входящих в их состав должных лиц зависело от распоряжений министра финансов. Введение акцизной системы в Вологодской губернии началось в 1862 году и было осложнено обширностью ее территории (Ф. 351. Оп. 1. Д. 4. Л. 3-4; Оп. 2. Д. 1. Л. 1). Первоначально акцизные сборы в Вологодской губернии были разделены между Ярославским и Вятским губернскими питейно-акцизными управлениями. Пять северо-восточных уездов (Устюгский, Никольский, Сольвычегодский, Яренский и Устьсысольский) были подчинены Вятскому управляющему акцизными сборами, остальные – Вологодский, Грязовецкий, Кадниковский, Вельский и Тотемский уезды – были в распоряжении Ярославского управляющего (Ф. 351. Оп. 1. Д. 4-5). Вологодская губерния была разделена на 4 акцизных округа и 12 участков. Окружные акцизные управления были учреждены в городах: Вологде, Кадникове, Великом Устюге, Устьсысольске. В заведовании 1-го округа находились Вологодский и Грязовецкий уезды, во 2-м – Кадниковский, Тотемский, Вельский, в 3-й – Устюгский, Никольский, Сольвычегодский, в 4-й – Устьсысольский, Яренский. Вскоре Министерство финансов признало такое положение неудобным, поэтому с 1 августа 1863 года в городе Великом Устюге было открыто особое губернское питейно-акцизное управление, названное «Вологодским» с поручением ему пяти северо-восточных уездов губернии (Там же. Д. 12. Л. 1-2). Остальные уезды по-прежнему относились к Ярославскому акцизному управлению. С 1 января 1865 года в Департамент неокладных сборов из Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов было передано заведование сборами акцизов с табака и сахара, местное заведование сборами с табака было возложено от казенных палат на питейно-акцизные управления (Там же. Д. 32. Л. 5-15). В связи с этим, с 1 января 1865 года Вологодское губернское питейно-акцизное управление стало именоваться Вологодским губернским акцизным управлением (Там же. Д. 20. Л. 5). На основании распоряжения министра финансов от 28 февраля 1866 года за № 307 с 1 апреля 1866 года Вологодское губернское акцизное управление было переведено из Великого Устюга в город Вологду, при этом из Ярославского акцизного управления были отделены пять уездов Вологодской губернии (Вологодский, Грязовецкий, Кадниковский, Вельский, Тотемский). Вологодскому особому губернскому акцизному управлению был поручен акцизной сбор во всей губернии (Там же. Д. 32. Л. 1, 3-4). В 1866 году акцизное управление располагалось в городе Вологде на Дворянской улице в доме Польнер (Там же. Л. 23). Губернскому управлению подчинялись 4 окружных управления, находящиеся, как и ранее, в городах: Вологде, Кадникове, Великом Устюге, Устьсысольске (Там же. Л. 35 об., 38). На Вологодское губернское питейно-акцизное управление возлагалось: наблюдение за исполнением установленных правил по производству и торговле спиртными напитками и преследование лиц, нарушающих эти правила; контроль за поступлением в казну акциза с производства и продажи спиртных напитков; ревизия заводов и других заведений, продукция которых подлежала акцизному сбору; взимание штрафа с лиц, нарушавших акцизный устав. Кроме того, губернское питейно-акцизное управление заведовало казенными соляными источниками и наблюдало за частной добычей соли. В Вологодской губернии находились Кокоревский (Тотемский) и Сереговский (в 90 верстах от Устьсысольска) частные соляные заводы, а также Леденгский казенный солеваренный завод, состоящий, первоначально, в ведении Онежского соляного правления. С 1 апреля 1866 года заведование казенными и частными соляными источниками было передано в Вологодское губернское акцизное управление (Ф.351. Оп. 1. Д. 32. Л. 5-15). Согласно отчету управляющего акцизными сборами по Вологодской губернии в Департамент неокладных сборов от 18 января 1867 года в губернии на 1866 год находилось 15 винокуренных, 4 пивоваренных, 8 водочных, 3 солеваренных заводов. Табачное производство в губернии, за неимением собственных фабрик и плантаций, ограничивалось пятью оптовыми складами для продажи листового табака и для мелочной продажи. В 1866 году акцизный доход казны в Вологодской губернии составлял 768,588 тыс. рублей 81 ? коп., из этой суммы собственно акциза с вина – 705,525 тыс. рублей 33 ? коп., с пива и медоварения - 238 руб. 48 коп., патентного сбора 62,825 тыс. рублей (Там же. Д. 33. Л. 38-51). Вологодское губернское акцизное управление подчинялось непосредственно Департаменту неокладных сборов Министерства финансов. В ряду местных финансово-налоговых учреждений акцизное управление существовало самостоятельно и не при казенной палате, связь его с Вологодской казенной палатой выражалась лишь через казначейство, принимающего и хранящего акцизные сборы. В соответствии с положением «О пространстве и пределах власти губернаторов» от 22 июля 1866 года губернатору в сфере акцизного сбора предоставлялись только общие полномочия (ПЗС РИ-2. СПб., 1830-1884. Т. 41. Отд. I. № 43501. С. 953-954). Он обладал правом надзора за исполнением всех постановлений уставов о питейном и табачном сборах, правил об акцизе с сахара и за действиями акцизного управления; правом требования от губернского акцизного управления всех тех сведений, которые признавались им нужным для своих соображений о положении акцизных доходов. Замечая беспорядки и злоупотребления в акцизном ведомстве, губернатор доводил сведения об этом управляющему акцизными сборами и мог требовать от акцизного управления немедленного исправления упущений и нарушений, не вмешиваясь при этом в хозяйственные распоряжения акцизных учреждений. В случаях особой важности, закон давал губернатору право командировать от себя чиновников для ревизии и исследования злоупотреблений и обо всех замеченных им в акцизном управлении беспорядках доносить министру финансов. Однако указания на случаи особенной важности были слишком общие и неопределенные. Губернское акцизное управление возглавлялось управляющим, обязанностями которого являлось: наблюдение за поступлением акцизных сборов, подробное описание соответствующих заводов, соблюдение установленных приемов производства, предупреждение и пресечение беспатентного производства и торговли, ревизия заводов и фабрик, привлечение к ответственности чиновников акцизного ведомства за злоупотребления и упущения, а также и владельцев заводов или торговых заведений по поводу нарушений законов об акцизных сборах, представление в Департамент неокладных сборов отчетов о деятельности акцизного управления и т.д. В 1866 году Вологодское губернское акцизное управление, возглавлялось управляющим коллежским советником Д.Н. Колошиным (Ф. 351. Оп. 1. Д. 32. Л. 23). При управляющем состояли помощник и ревизоры, назначаемые и увольняемые непосредственно министром финансов. На основании Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета от 7 мая 1885 года «Об усилении личного состава акцизных управлений» при губернских акцизных управлениях вводились должности старших и младших техников, чиновников по судебной части, старших и младших ревизоров. Кроме того, в состав управлений входили контролеры и надсмотрщики. Одновременно с этим упразднялась должность помощника управляющего акцизными сборами (ПЗС РИ-3. СП(б)/Пг., 1884-1917. Т. 5. № 2918. С. 186-187). Специальной обязанностью ревизоров было исполнение всех поручений по надзору за акцизными сборами; на техников возлагалась обязанность наблюдения за контрольными виноизмеряющими снарядами и технической частью производств. Чиновникам по судебной части было вверено наблюдение за ходом и направлением в суд дел о нарушениях уставов об акцизных сборах, а также ведение других дел по поручениям министра финансов. Для непосредственного надзора за винокуренными заводами и питейной торговлей существовали должности старших и младших контролеров, такие же должности были образованы для надзора за табачными фабриками и сахарными заводами, помощь им оказывали надсмотрщики. Для местного надзора за солеваренными заводами назначались старший и младший смотрители (Ф. 351. Оп. 1. Д. 32. Л. 108). В целом, в губернском управлении служило до 40-50 чиновников. Чинам акцизного ведомства были присвоены довольно существенные права: 1. Все должностные лица акцизного управления имели право свободного входа в места производства и хранения предметов, облагаемых акцизным сбором, а также в соответствующие торговые заведения; 2. Они имели право собственной властью прекращать замечаемые ими злоупотребления и принимать законные меры к преследованию виновных; 3. Конфисковать продукты производства, неоплаченные акцизом; 4. Временно приостанавливать деятельность заводов и фабрик, если на них обнаружены отступления от установленных правил, грозящие убытками казне; 5. Налагать на виновных собственной властью денежные штрафы, взыскание которых могло быть достигнуто административным или судебным путем (ПЗС РИ-2. СПб., 1830-1884. Т. 36. Отд. II. № 37197. С. 39-70). Особенность акцизных управлений в отношении личного служебного персонала заключалась в том, что как управляющие, так и ревизоры, надзиратели и другие должностные лица не должны были быть лично хозяйственным образом заинтересованы в производствах и торговых операциях, подлежащих акцизу в тех местностях, где они состоят на службе. В виду этого они не должны быть в этих местностях владельцами или арендаторами заводов, фабрик, складов, торговых заведений по предметам, подлежащим обложению акцизом. При управляющем акцизным сбором состояла канцелярия, состав которой определялся министром финансов. Со временем сфера деятельности губернского акцизного управления расширялась. Согласно закону от 12 марта 1874 года из ведения казенной палаты в акцизное управление были переданы дела по нарушениям постановлений об акцизе с табака и сахара (Там же. Т. 49. Отд. I. № 53245. С. 358). На основании Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета от 12 мая 1881 года «О порядке взимания акциза с сахара и о надзоре за сахарными заводами» взимание данной пошлины также входило в круг обязанностей акцизного управления (ПЗС РИ-3. СП(б)/Пг., 1884-1917. Т. 1. № 152. С. 73-74). Кроме перечисленного, управление ведало сборами с прессованных дрожжей, нефтяных масел (керосина), зажигательных смесей и различных пошлин: гербового, судебных, канцелярских, паспортных, страховых и прочих. 6 мая 1896 года, в связи с введением в России винной монополии, Департамент неокладных сборов был преобразован в Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей, которому стало подчиняться Вологодское губернское акцизное управление (Там же. Т. 16. Отд. I. № 12885. С. 359-363). Согласно предписанию Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей от 10 июня 1898 года за № 3477 с 1 июля 1898 года было упразднено Олонецкое губернское акцизное управление. К Вологодскому акцизному управлению были присоединены Каргопольский уезд, восточная половина Пудожского уезда, крайняя восточная часть Вытегорского уезда и две казенные винные лавки Новгородской губернии (Ф. 351. Оп. 1. Д. 175. Л. 8). Губернские акцизные управления начали упраздняться на основании декрета СНК «Об организации финансовых отделов губернских и уездных исполнительных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Положение)» от 1 ноября 1918 года, согласно которому заведование сбором налогов было передано в финансовые отделы губернских и уездных исполкомов (СУ и Р Р и КП.; М., 1919. № 81. Ст. 847). Вологодское губернское акцизное управление вошло в состав Вологодского губфинотдела. Согласно циркуляру народного комиссара финансов от 25 декабря 1918 года за № 2920 «Об упразднении акцизных управлений и организации в составе губисполкомов подотделов косвенных налогов» с 1 января 1919 года существовавший порядок взимания акцизов был отменен. Личный состав и аппарат упраздненных акцизных управлений перешел в подотделы по косвенным налогам (Ф. 351. Оп. 1. Д. 1090. Л. 58-61 об.). На бывшего управляющего Череповецкими акцизными сборами П.Н. Рюмина было возложено заведование подотделом косвенных налогов финансового отдела Вологодского губисполкома (Там же. Д. 1057. Л. 62). Таким образом, фондообразователь прекратил свое существование.

II. История фонда

Архивный фонд Вологодское губернское акцизное управление поступил на государственное хранение в 1925 году. Проверки наличия и состояния документов фонда осуществлялись в 1951, 1969, 1980 гг. На документы фонда были составлены 5 описей за 1851-1855, 1857, 1862-1920 гг. По состоянию на 20.09.2011 г. в фонде находится на хранении 2240 дел.

III. Характеристика документов

Документы фонда содержат: Указы Сената, Временного правительства. Циркуляры и предписания Министерства финансов, Департамента неокладных сборов, Главного управления неокладных сборов, народного комиссара финансов. Распоряжения и постановления Вологодской казенной палаты и вологодского губернатора. Дела об открытии акцизного управления в г. Великом Устюге (1863) (Оп. 1. Д. 12), в г. Вологде (1866-1867) (Оп. 1. Д. 32). Приходо-расходные документы. Годовые и полугодовые отчеты по акцизным сборам, о казенной продажи питей, о винокурении, солеварении в губернии. Дела о ревизии акцизного дела. Пивоваренные и винокуренные книги. Документы об открытии и описания солеваренных, винокуренных, пивоваренных, спичечных заводов и фабрик в Вологодской губернии. Списки частных питейных заведений, табачных лавок, владельцев винных лавок. Финансовые отчеты Филипьевского винокуренного завода (1873-1884) (Оп. 3. Д. 5-19). Сведения о справочных ценах на рабочую силу и строительные материалы. Дело о разрешении крестьянину И.Д. Кононову открытия в г. Вологде гостиницы-ресторана «Эрмитаж» (1903) (Оп. 1. Д. 330). Дело о передаче состоящей во владении управления Леденгской Спасской церкви в Епархиальное ведомство (1868) (Оп. 1. Д. 46). Журналы заседаний Вологодского губернского комитета пенсионной кассы вольнонаемных служащих по казенной продажи питей (1909-1911, 1917-1918) (Оп. 1. Д. 743; Оп. 4. Д. 6-7, 12, 15) и Тотемского уездного комитета попечительства о народной трезвости (1908) (Оп. 1. Д. 658). Протоколы общих собраний Союза служащих акцизного управления (1917-1919) (Оп. 1. Д. 1032). Формулярные списки о службе чиновников акцизного управления (1863-1897), личные дела сотрудников (1863-1920), сведения о личном составе Вологодского акцизного управления. Требовательные ведомости на выдачу содержания служащим.

В составе фонда имеются документы, относящиеся к деятельности Вятского и Ярославского губернских акцизных управлений, Вологодского отделения попечительства о слепых (1909) (Оп. 1. Д. 693), подотдела косвенных налогов финансового отдела Вологодского губисполкома (1919-1920). Положение об акцизно-откупном комиссионерстве для продажи казенного вина и других вод в российских и ставропольских губерниях (1851-1855) (Оп. 4. Д. 1), сведения о внесении детей Е. Вольской в дворянскую родословную книгу Владимирской губернии (1854) (Оп. 1. Д. 1), ведомости винных приставов о наличии и продаже вина в казенных лавках (1857) (Оп. 4. Д. 18), книга лицевых счетов крестьян Марьинской волости Вологодского уезда (1918-1919) (Оп. 4. Д. 16).

Переименования

Название Период
Вологодское губернское питейно-акцизное управление. Город Вологда Вологодской губернии - (1863-1866) 1 янв. 1863 г. — 1 янв. 1866 г.
Вологодское губернское акцизное управление.Город Вологда Вологодской губернии - (1866-1917) 1 янв. 1866 г. — 1 янв. 1917 г.