Канал в ТелеграмГруппа в ВК

Вологодское губернское казначейство. Город Вологда Вологодской губернии - (1780-1918)

Фонд № 358

Крайние даты документов: 1780 — 1917 гг.

Раздел рубрикатора: 8.1. Фонды органов управления финансовой системой

Описи фонда
Заголовок Даты документов Единиц хранения
1 Опись дел постоянного хранения 1780 — 1917
2 Опись дел постоянного хранения 1780 — 1917

Циркуляры Министерства финансов. Книги записи подушных сборов с помещичьих крестьян. Ведомости о взыскании податей , окладных и земских сборов, поземельного налога с частных владельцев. Окладные листы денежных сборов с временнообязанных помещичьих крестьян. Реестры крестьянских недоимок по губернии и уездам. Книга о перечислении из одного сословия в другое. Ведомости прихода и расхода денежных сумм - 1780-1917 г.г.

Историческая справка

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА к фонду 358 – Вологодское губернское казначейство. Город Вологда Вологодской губернии-(1780-1918)

I. История фондообразователя

На основании «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи» от 7 ноября 1775 года (ПСЗ РИ-1. СПб., 1830. Т. 20. № 14392. С. 229-304) в России была проведена реформа местного управления. По мере проведения в жизнь реформы провинциальные и воеводские канцелярии упразднялись, финансово-хозяйственные функции сосредоточивались в казенной палате. В ведении казенной палаты находились уездные казначейства. По указу Сената от 25 января 1780 года было образовано Вологодское наместничество (ПСЗ РИ-1. СПб., 1830. Т. 20. № 14973. С. 911-912). В соответствии со «Штатами Вологодского наместничества» от 29 января 1780 года (ПСЗ РИ-1. СПб., 1830. Т. 44. № 17494. С. 260-261) в Вологодской провинции были открыты Вологодская казенная палата и Вологодское уездное казначейство. Уездное казначейство являлось органом уездного финансового управления с функцией заведования местными казенными сборами. Оно имело в своем ведении все казенные сборы уезда (сбор государственных денежных средств от налогоплательщиков и их хранение; учет недоимок; контроль за расходами денежных сумм) и уведомляло казенную палату о расходе и приходе дел. В 1780 году обязанности вологодского уездного казначея исполнял лейб гвардии прапорщик Иван Левашев (Ф 13. Оп. 1. Д. 10. Л. 2), который в марте 1781 года передал дела казначейства поручику Федору Олешеву (Ф. 358. Оп. 1. Д. 127. Л. 9-9 об.). С 1802 года, при императоре Александре I, Россия начала переход от коллегиального управления к министерскому. Среди остальных министерств создается Министерство финансов. В 1810 г. Александр I начинает реформу государственного финансового контроля. Функции по контролю за всеми денежными поступлениями и доходами были распределены между тремя независимыми друг от друга ведомствами: Министерством финансов, Главным управлением ревизий государственных счетов, Государственным казначейством. Министерство финансов ведало источниками доходов, Казначейство – движением сумм, Государственный контролер проводил ревизию счетов. Указом императора Александра I от 2 февраля 1821 г. был образован Департамент Государственного казначейства Министерства финансов. Департаменту были подчинены губернские, областные, окружные казначейства с состоящими в их ведомстве уездными казначействами; главным предметом его деятельности было движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств. В 1863 году началось преобразование финансовых учреждений по принципу «единства касс». Ранее каждое министерство имело свое Казначейство, которое собирало доходы, хранило их и производило расходы по данному ведомству, передавая в кассы Министерства финансов лишь свободные остатки. В 1863 году все казначейства министерств упразднялись, а их обязанности возлагались на кассы Министерства финансов, куда поступали все государственные доходы. В ведомстве Департамента Государственного казначейства были учреждены губернские казначейства (кассы Министерства финансов). Введение в период 1863-1866 гг. в России принципа «единства кассы» повысило значение местных казначейств. На основании принятого 30 ноября 1865 года мнения Государственного Совета «Об учреждении губернских казначейств и расходных отделений и преобразовании уездных казначейств» (ПЗС РИ-2. СПб., 1830-1884. Т. 40. Отд. II. № 42728. С. 291-293) и циркулярного предписания Департамента Государственного казначейства от 8 декабря 1865 года за № 34349 (Ф. 388. Оп. 8. Д. 516. Л. 34; Д. 529. Л. 4) в 40 губернских городах, в т. ч. в Вологде, уездные казначейства переводились в разряд губернских. Вологодское губернское казначейство, преобразованное из уездного казначейства, стало функционировать с 1 января 1866 года. Оно являлось местным исполнительным органом Департамента Государственного казначейства Министерства финансов и непосредственно подчинялось Вологодской казенной палате. Казначейство было подотчетено губернатору, но не подчинялось ему. В состав губернского казначейства входили: губернский казначей, его помощник, старший бухгалтер, его помощники (бухгалтера I и II разряда), кассиры, письмоводитель, писцы, присяжные, канцелярские чиновники и служители. Казначейство возглавлялось губернским казначеем, чиновником Министерства финансов, который назначался министром финансов по представлению губернского правления. Первым вологодским губернским казначеем приказом по Министерству финансов от 21 декабря 1865 года (Ф. 388. Оп. 6. Д. 392. Л. 23-24) был назначен Алексей Петрович Матафин. В этой должности он находился до 1871 г. (Ф. 388. Оп. 6. Д. 1178. Л. 274, 289) Губернский казначей осуществлял надзор за деятельностью чинов казначейства, нес ответственность за сохранность денежных средств и имущества, за исполнением казначейством своих функций и своевременностью представления отчетности. Он также хранил печать и ключи от казначейства. Казначей был обязан представлять в установленные сроки отчетность казенной палате и местным учреждениям государственного контроля обо всех произведенных по губернии расходах из сумм государственных доходов, о приходе и расходе специальных средств. На период работы казначея в обеспечение исправности службы с него брался залог и, кроме того, подписка в том, что без разрешения казенной палаты ни он сам, ни жена, или его дети не будут передавать другим людям принадлежащее ему имущество или давать деньги в рост. Государственным служащим такого ранга не мог стать бедный человек, т.к. залоги были достаточно велики. Помощник казначея наравне с казначеем отвечал за правильностью хранения, целостностью казны и казенного имущества. Старший бухгалтер руководил бухгалтерией и канцелярией казначейства. Кассиры исполняли обязанности по кассовой части, отвечали за сохранность денежной казны и казенного имущества. Присяжные обеспечивали охрану денежной кладовой, несли дежурство по казначейству в дневной и ночное время. Основными функциями губернского казначейства являлись: 1. Сбор государственных доходов и их хранение; производство платежей и передвижение денежных сумм между казначействами или в Государственный банк; 2. Прием, хранение и расходование специальных средств и депозитов правительственных учреждений (кроме ведомства Синода), некоторых сумм приказов общественного призрения, а также общественных и сословных сумм; 3. Продажа гербовой бумаги, марок, бандеролей, бланков, свидетельств и патентов по акцизным сборам; 4. Обмен государственных кредитных билетов; 5. Выдача свидетельств на право торговли и промыслов, билетов на торговые и промышленные заведения и паспортов мещанам; 6. Прием на временное хранение сумм присутственных мест, общественных учреждений и должностных лиц, а также перевод частных денежных сумм из одного города в другой через местные казначейства; 7. Счетоводство по всем доходам и расходам губернского казначейства и представление в установленные сроки отчетности Казенной палате и учреждениям Государственного контроля (контрольной палате). Все эти операции губернское казначейство, как орган исполнительный, осуществляло только по требованию распорядительных управлений. Самостоятельно оно не могло производить какие-либо расходы, взыскивать налоги, слагать недоимки, останавливать взыскание их или делать отсрочки платежей. Для обеспечения правильности движения денежных сумм и для предупреждения злоупотреблений проводились ревизии казначейства, как в определенные сроки, так и без указания дат. Первые проводились по окончании каждого месяца, по истечении трехлетнего служения казначея и в случае его увольнения со службы для ревизии целостности казны. Ревизию осуществляло особое, образуемое с этой целью, присутствие из заседателей местных Дворянских Опек и Полицеймейстера или Исправника. Внезапные ревизии проводились для проверки документов и правильности их ведения. Контроль при этом мог осуществляться присутствием, составляемым для срочных ревизий казначейства; губернатором или назначаемыми от него чиновниками; командируемыми от Министерства финансов чиновниками; управляющим казенной палатой или назначенным от него чиновником или чиновниками, командируемыми от Государственного контроля. В случае обнаружения растраты в казначействе, казенные убытки покрывались, прежде всего, из имущества казначея, затем из имущества других участников растраты. Если же этим не покрывались казенные убытки, то взыскание обращалось на залоги казначеев, затем на имущество лиц, производивших срочное свидетельство, и, наконец, на казенную палату (ПЗС РИ-2. Т. 12. Отд. II. № 10793. С. 1002-1006) . С 21 февраля 1884 года Государственному банку было предоставлено право учреждать сберегательные кассы, независимо от инициативы органов общественного управления, при всех губернских и уездных казначействах. При Вологодском губернском казначействе была открыта сберегательная касса № 822, с образованием которой объемы проводимых работ значительно возросли. На работников казначейства был возложен ряд операций Государственного банка: открытие текущих счетов, размен денег, уплата процентов по купонам, перевод денег. Обязанности заведующего кассой и кассира исполнял казначей, обязанности контролера и бухгалтера кассы – служащие казначейства. Высочайше утвержденным «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» от 12 июня 1890 года (ПСЗ РИ-3. СПб., 1893. Т. 10. Отд. I. № 6927. С. 493-511) на казначейства была возложена обязанность принимать и хранить все земские суммы (за исключением лишь специальных капиталов, которые могли по усмотрению земств храниться в учреждениях Государственного банка) и расходовать все состоящие в распоряжении земских управ суммы и капиталы. В начале XX века в связи с ростом доходов и расходов государства значение казначейства усилилось. Казначейство начинало активно участвовать в государственном кредитовании. Вологодское губернское казначейство было ликвидировано на основании декрета СНК РСФСР «О слиянии Казначейств с учреждениями Народного банка» от 31 октября 1918 года (СУ и Р Р и КП.; М., 1919. № 81. Ст.848). В результате слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках кредитное дело, финансирование народного хозяйства страны и аппарата управления страны, бюджетно-сметную работу, руководство денежным обращением. На местах развернули свою деятельность финансовые отделы исполкомов местных советов. Вологодское казначейство стало непосредственно подчиняться финансовому отделу при Вологодском губернском исполнительном комитете. Кассовые функции казначейства отошли к местным отделениям Народного банка. Таким образом, фондообразователь прекратил свое существование.

II. История фонда

Архивный фонд поступил на государственное хранение 23 апреля 1925 года. Проверки наличия и состояния документальных материалов фонда осуществлялись в 1950, 1959, 1969, 1971, 1978, 1992, 2000 гг. На документы фонда было составлено 2 описи за 1780, 1802, 1815-1816, 1819-1820, 1826, 1834-1835, 1840, 1845, 1847-1850, 1855, 1858, 1860, 1864-1870, 1872, 1875-1879, 1881, 1883-1887, 1889-1890, 1892-1894, 1896-1900, 1902-1916, 1918 гг. По состоянию на 21 марта 2011 г. в фонде находится на хранении 151 дело.

III. Характеристика документов

Материалы фонда содержат: Циркуляры и распоряжения Министерства финансов, Государственного банка; указы Вологодского губернского правления; Вологодской казенной палаты. Книга записи и настольные реестры входящих и исходящих документов. Отчетные ведомости поступления сборов, недоимок и специальных средствах казначейства, приходо-расходные книги. Ведомости о доходах и расходах казначейства, о наличии денежной казны и казенного имущества, о поступлении окладных и земских сборах, о взыскании податей с мещан и цеховых (1847), о выданных свидетельствах купцам и крестьянам на право торговли (1860). Окладные листы денежных сборов, списки плательщиков окладных сборов по Вологодской губернии с указанием недоимок. Книги для записи подушных сборов с помещичьих крестьян (1802), о перечислении и исключении из разных сословий крестьян и мещан (1848). Расходные расписания по сметам министерств и ведомств; на содержание церквей, школ, монастырей, в т.ч. Спасо-Каменного монастыря (1896-1897) (Оп. 1. Д. 44). Отчеты Государственной сберегательной кассы № 822, книга лицевых счетов по процентным бумагам (1913-1919). Ведомости о ценах на провиант, фураж и промышленные товары по г. Вологде (1870, 1876-1877, 1883-1884). Алфавит Вологодского казначейства о количестве душ по 8 ревизии сказок (1834) (Оп. 1. Д. 114). Сведения об охране казначейства (1906), о сигнализации по Вологодскому казначейству (1914). Ведомости о назначении пенсии, списки пенсионеров по различным ведомствам. Документы по личному составу, в том числе формулярные списки служащих казначейства и Велико-Устюгской почтово-телеграфной конторы (1902). Требовательные ведомости на выдачу жалования служащим казначейства; сотрудникам Вологодской городской полиции и полицейского управления; Вельского, Вологодского, Грязовецкого, Кадниковского, Никольского, Сольвычегодского, Тотемского уездных полицейских управлений (август 1907).

Переименования

Название Период
Вологодское губернское казначество. Город Вологда Вологодской губернии - (1780-1918) 1 янв. 1780 г. — 31 окт. 1918 г.