Вологодская казенная палата. Город Вологда Вологодской губернии - (1775-1918)

Фонд № 388

Крайние даты документов: 1735 — 1919 гг.

Описи фонда
Заголовок Даты документов Единиц хранения
1 Опись дел постоянного хранения 1735 — 1911 5294
Опись дел постоянного хранения 1811 — 1858 39
2 Опись дел постоянного хранения 1780 — 1918 706
3 Опись дел постоянного хранения 1780 — 1918 3833
4 Опись дел постоянного хранения 1780 — 1919 4206
5 Опись дел постоянного хранения 1780 — 1919 724
6 Опись дел постоянного хранения 1780 — 1918 2732
7 Опись дел постоянного хранения 1780 — 1919 474
8 Опись дел постоянного хранения 1780 — 1919 1176
9 Опись дел постоянного хранения 1780 — 1863 339
10 Опись дел постоянного хранения 1780 — 1869 382
11 Опись дел постоянного хранения 1780 — 1906 197
12 Опись дел постоянного хранения 1780 — 1865 144
13 Опись дел постоянного хранения 1786 — 1918 148
14 Опись дел постоянного хранения 1780 — 1915 47
15 Опись дел постоянного хранения 1780 — 1913 8
16 Опись дел постоянного хранения 1781 — 1834 16
17 Опись дел постоянного хранения 1804 — 1858 14
18 Опись дел постоянного хранения 1782 — 1918 103

Указы Сената.Журналы заседания казенной палаты. Сметы доходов городов. Годовые отчеты о доходах и расходах палаты, уездных казначейств, банков, потребительских обществ, ссудо-сберегательных товариществ.
Ведомости о числе промышленных предприятий. Журналы генеральной проверки торговых и промышленных заведений. Дела о нарушении устава о промысловом налоге.
Ведомости о количестве волостей, селений, дворов, душевых наделов.
Сведения о количестве частных, церковных, удельных земель. Ревизские сказки.
Расчетные книги по государственному поземельному налогу.
Ведомости о поступлении выкупных платежей, окладных и земских сборов, взыскани недоимок. Дела о причислении к разным сословиям -
1761-1918 г.г.

Историческая справка

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА к фонду 388 – Вологодская казенная палата. Город Вологда Вологодской губернии-(1780-1918) I.История фондообразователя В 1775г. в России была проведена большая реформа местного управления. На основании «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи» от 7 нояб. 1775г. (ПСЗ-1.Т.20.№14392.С.229-304) в каждой губернии учреждались казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества”. По мере проведения в жизнь реформы, существовавшие ранее провинциальные и воеводские канцелярии упразднялись, финансово-хозяйственные функции сосредотачивались в казенной палате. По указу Сената от 25 янв. 1780г. (ПСЗ-1.Т.20.№14373.С.911-912) было образовано Вологодское наместничество. В соответствии со «Штатами Вологодского наместничества» от 29 янв. 1780г. (ПСЗ-1.Т.44.№17494.С.260-261) в Вологодском наместничестве была учреждена Вологодская казенная палата. Согласно указу Сената «Об открытии присутственных мест в Вологодском наместничестве» (ПСЗ-1.Т.20.№15045.С.969-970) открытие казенной палаты состоялось 30 июля 1780г. Вологодская казенная палата состояла в ведении Вологодского наместнического правления. На основании указа Павла I от 12 дек. 1796г. (ПСЗ-1.Т.24.№17634.С.229-230) была образована Вологодская губерния, казенная палата стала подчиняться губернскому правлению. С конца XVIII века до начала XX было осуществлено 3 этапа реформы казенной палаты. 1 этап (1775-1831 гг.) Учреждение казенных палат было вызвано необходимостью пополнения государственной казны и, в связи с этим, приведение в порядок государственных доходов. В 80-х годах XVIII века возникает новое центральное ведомство – Экспедиция государственных доходов, прообраз министерства финансов, сосредоточившее в своих руках все вопросы финансовой сферы и руководившее деятельностью казенных палат. Первоначально в палатах сосредотачивалось практически всё казенное управление. Казенная палата распоряжалась множеством финансовых и административно-хозяйственных дел: надзирала за налоговыми поступлениями; осуществляла финансовый контроль; ведала источниками доходов (землями, водами, лесами, казенными предприятиями), государственными, дворцовыми, экономическими крестьянами; управляла соляными и питейными сборами и откупами; надзирала за частной торговлей и промышленностью; наблюдала, чтобы в губернии не были собираемы незаконные сборы, чтобы законные сборы поступали своевременно, сохранялись в целостности и доставлялись по назначению; поставляла в Экспедицию по государственным доходам и в Сенат сведения о доходах и расходах ее губернии. Казенная палата проводила учетно-статистическую работу по ревизиям-переписям податного населения. В ее ведении находились уездные казначейства, которые, в свою очередь, ведали казенными сборами в уезде, приемом и хранением денежных сборов, выдачей денежных сумм, уведомляли эту палату о приходе и расходе денег. Палате запрещалось самостоятельно вводить и взимать сборы, равно как и отменять установленные законом сборы. Все функции казенной палаты выполнялись экспедициями, общими вопросами ведала канцелярия. Первоначально при палатах существовало 9 экспедиций: счетная, соляная, винная, ревизская, губернского казначея, директора экономии, хозяйственная, казначейство и удельная. Каждая экспедиция делилась на столы. 24 марта 1781г. по именному указу Екатерины II (1762-1796) было утверждено «Наставление по производству дел в Казенных Палатах» (ПСЗ-1.Т.21.№15141.С.84-95). Для удобства исполнения возложенных на нее дел казенная палата была разделена на семь экспедиций. Первой экспедиции директора экономии был поручен надзор за лицами, состоявшими в казенном управлении (однодворцами, государственными и дворцовыми крестьянами), за казенными фабриками, заводами, рыбными ловлями, лавками, мельницами, хлебными магазинами, ярмарочными местами, гостиными дворами и др. Вторая экспедиция ведала таможенными делами губернии. Она получала ведомости о таможенных приходах и расходах, наблюдала за взысканием законных пошлин с товаров. Третья экспедиция ведала горными делами губернии с казенными и частными горными заводами, наблюдала за поступлением в казну доходов с горной промышленности, собирала ведомости о количестве выплавленного металла, привлекала рудокопателей и стимулировала поиск руд, контролировала пробирные учреждения. Четвертая экспедиция заведовала соляным делом в губернии. Она собирала сведения о том, сколько с какого источника и в какой магазин доставляется соль, наблюдала, чтобы в магазинах всегда находился двухгодичный запас соли, заботилась о сохранении запаса, стимулировала поиск соли. По указу от 10 марта 1782г. (ПСЗ-1.Т.21.№15363.С.432-439) при казенной палате была учреждена экспедиция по части винной и соляной, которая объединила ведение дел по соляным и питейным сборам (заготовление и продажа припасов соли и вина, контроль за винными и соляными магазинами и т.д.). Пятой экспедиции поручалось ведение ревизских книг, она собирала сведения о числе душ, ведала рекрутским набором, переводом помещичьих людей по желанию владельцев из одной губернии в другую и т.д. Шестой экспедиции было поручено ведение дел о приходах и расходах, ревизия счетов и отправление ведомостей по этой части. Данной экспедицией управлял губернский казначей. Он вел следующие книги: - о числе окладных подушных сборов по каждому городу и уезду; - обо всех откупных местах и оброчных статьях; - о количестве неокладных сборов в каждом уезде по статьям; - о расходах по наместничеству по каждому уезду. На основании этих книг губернский казначей следил за аккуратным поступлением доходов и исполнением расходов в губернии. В полномочиях губернского казначея было также наблюдение за правильным ведением счетоводства во всех финансовых учреждениях. Он получал срочные ведомости о доходах и расходах по всей губернии, рассматривал их и после утверждения казенной палаты отсылал в Экспедицию по государственным доходам, для которой составлял также в конце года генеральный отчет о приходах и расходах по губернии. Седьмая экспедиция наблюдала за постройкой и исправным содержанием мостов, перевозов и казенных зданий, вела счет деньгам, ассигнованным на их постройку и ремонт, следила, чтобы ассигнованный деньги расходовались по смете. Кроме перечисленных семи экспедиций в том же 1781г. в состав казенной палаты была введена Экспедиция свидетельства счетов, которая осуществляла контрольные функции. Каждая экспедиция делилась на столы, которые возглавлялись столоначальниками. Первоначально казенные палаты имели коллегиальное устройство. Экспедиции представляли собой самостоятельное целое, но были в тоже время частями казенной палаты, под постоянным надзором которой они находились, представляя ей ведомости и отчеты о сфере своей деятельности и внося на ее рассмотрение все дела, разрешение которых вызывало сомнение, или превышало полномочия отдельной экспедиции. Все экспедиции имели общего начальника в лице вице-губернатора, председательствовавшего в казенной палате. Согласно «Штату губернских присутственных мест», утвержденному Екатериной II 8 авг. 1796г. (ПСЗ-1.Т.44.Ч.2.№17494.С.254), в составе казенной палаты находились: вице-губернатор, директор экономии или домоводства, 2 советника, губернский казначей, 2 асессора. Также свои полномочия осуществляли секретарь, протоколист-регистратор, бухгалтер, архивариус, канцелярские служители. За этот период деятельности Вологодской казенной палаты сохранилась часть материалов 1,2,3 экспедиции и канцелярии. В 1780 г. обязанности вице-губернатора исполнял генерал-майор Николай Петрович Колюпанов (Ф.388.Оп.7.Д.2.Л.8об.;Д.3.Л.275), экономическим директором являлся подполковник Николай Военков (Ф.388.Оп.7.Д.2.Л.49об.), губернским казначеем - коллежский асессор Макшеев (Ф.388.Оп.7.Д.2.Л.8об.). В результате преобразований Екатерины II, в Российской империи начали проводиться реальные действия по сочетанию деятельности центральной власти и власти на местах (самоуправления), включая деятельность органов центрального и местного финансового контроля. Однако, после смерти Екатерины II, при Павле I (1796-1801), была вновь проведена централизация государственного управления: восстанавливались Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии (указ от 19 нояб. 1796г. (ПСЗ-1.Т.24.№17567.С.9) и Главная соляная контора (указ от 7 февр. 1797 г.(ПСЗ-1.Т. 24.№17793.С.320). При этом упразднялись горные, таможенные экспедиции и экспедиция соляных дел. Были оставлены только отдельные части казенной палаты для местного управления сборами, получившие название «камерных». Сокращались также штаты палаты. В соответствии с новыми «Штатами губернских и уездных присутственных мест» от 31дек. 1796г. (ПСЗ-1.Т.44.Ч.2.№ 17702.С.287-288,394) в составе казенной палаты остались: вице-губернатор, 3 советника, губернский казначей, 3 асессора, 4 присяжных при казне. С 1802 г., при императоре Александре I (1801-1825), Россия начала переход от коллегиального управления к министерскому, основанному на принципе единоначалия. Среди остальных министерств создается Министерство финансов, которому стала подчиняться казенная палата. В 1810г. Александр I начинает реформу государственного финансового контроля. Функции по контролю за всеми денежными поступлениями и доходами были распределены между тремя независимыми друг от друга ведомствами: Министерством финансов, Главным управлением ревизий государственных счетов, Государственным казначейством. Министерство финансов ведало источниками доходов, Казначейство – движением сумм, Государственный контролер проводил ревизию счетов. Указом императора Александра I от 2 февр. 1821г. (ПСЗ-1.Т.37.№28542.С.593-601) был образован Департамент Государственного казначейства Министерства финансов. Департаменту были подчинены казенные палаты; главным предметом его деятельности было движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств. На казенную палату при этом были возложены обязанности по получению доходов, счетоводству и отчетности, она распоряжалась производством всех расходов по губернии. Палате подчинялись губернские и уездные казначейства, которые непосредственно реализовывали финансовые функции на местах. В результате реформ Александра I финансовая система была перестроена в рамках унитарной модели с чрезвычайно высокой степенью централизации. 2 этап (1831-1866 гг.) 29 сент. 1831г. (ПЗС-2.Т.6.Отд.2.№4833.С.71-89) при Николае I (1825-1855) была утверждена «Инструкция Казенным палатам о порядке производства дел», согласно которой структура палаты была реорганизована. Вместо экспедиций казенные палаты были разделены на отделения. «Инструкцией» определялись отделения: хозяйственное, лесное, питейных сборов, казначейств, соляное, контрольное. С 1837г. отделений стало пять: хозяйственное, питейных сборов, казначейств, ревизское, контрольное. По материалам фонда в Вологодской казенной палате в данный период дела по соляной части велись в питейном отделении, а по лесной - в хозяйственном (Ф.388.Оп.1.Т.1.Д.2293). Наряду с указанными в «Инструкции» отделениями, при палате существовала канцелярия. Отделение хозяйственное состояло из I, II столов, стола ревизского и стола по части казенных крестьян. Основные функции отделения состояли в контроле за перемещением и имущественным состоянием населения, за обеспечением губернии продовольствием на случай неурожаев и т.п. Ревизскому столу поручалось ведение ревизских сказок; столу по части казенных крестьян – управление казенными землями и крестьянами, оброчными статьями разного рода. Отделение питейных сборов состояло из 5 столов: I, II, стол бухгалтерский, соляной и контрольный. Функции отделения состояли в надзоре за состоянием питейной части в губернии (управление и надзор за откупами, производство подрядов, надзор за винокуренными заводами, винными магазинами, за поступлением акцизно-откупных сборов и т.п.). По реестрам винных приставов и казначейств бухгалтерский стол составлял ведомости и отчеты для департамента разных сборов. Ведение дел по соляной части было поручено соляному столу. Отделение казначейств состояло из столов: распорядительного, недоимочного, стола земских повинностей, бухгалтерского и контрольного. Функции отделения состояли в ведении счетоводства, составлении ведомостей и отчетов по части государственных доходов и расходов земского сбора по губернии, наблюдении за своевременным поступлением окладных и неокладных сборов, составлении расписания для уездных казначейств о количестве земского сбора и его расхода, ведало делами по недоимкам, штрафами, пенями, разным «случайным» сборам и т.п. Отделение ревизское состояло из 4 столов. I стол ведал делами о причислении людей к разным сословиям общества; о перечислении крестьян и дворовых людей от одного помещика к другому, из одного села, волости, уезда в другие; дела «об ищущих вольности»; об отставных солдатах, беглых, бродягах, раскольниках, т.е всеми делами о движении населения губернии. Сюда же поступали сведения о перечислении имений помещиков. II стол ведал содержанием окладных книг, делами о подушном окладе. III стол руководил делами по рекрутскому уставу. IV стол рассматривал условия сделок, заключаемые селениями с посторонними лицами, контрактами на владение землей половниками. Деятельность Контрольного отделения заключалась в ревизии книг и отчетов всех отделений казенной палаты и уездных казначейств, предоставлении годового генерального отчета. В 1840г. (Ф.388.Оп.8.Д.1160) при контрольном отделении Вологодской казенной палаты был образован особый стол по земским повинностям для осуществления счетоводства по данным видам повинностей. В каждом отделении находились формулярные списки о служащих отделения, велись свои журналы заседаний. Ведение дел штата служащих казенной палаты и решение хозяйственных вопросов возлагались на Канцелярию. Во главе ревизского, питейных сборов и хозяйственного отделений стояли советники. Отделением казначейств и контрольным руководили соответственно казначей и губернский контролер. Таким образом, присутствие палаты включало вице-губернатора в качестве председателя, советников, столоначальников (заведующих столами при отделениях), губернского казначея, губернского контролера, одного или несколько асессоров. Кроме того, при палате полагались: канцелярия, чиновники особых поручений, надзиратели и ревизоры по акцизной части. Реформа местного управления 1837г. («Общий наказ гражданским губернаторам» от 3 июня 1837г. (ПЗС-2.Т.12.Отд.2.№10303.С.361-439) затронула и финансово-хозяйственные вопросы. Произошло окончательное утверждение местных органов министерства финансов. Вице-губернатор переводился в губернское правление, а в казенную палату назначался особый председатель, который становился формально третьим по значимости лицом в губернии. Именно он осуществлял в случае отсутствия или болезни губернатора и вице-губернатора временное исправление должности начальника губернии (ПЗС-2.Т.12.Отд.2.№10303.С.361). Он заседал в целом ряде губернских учреждений: в комитете земских повинностей, в комиссии народного продовольствия, в губернской дорожной комиссии, председательствовал в рекрутском присутствии и т.д. Казенная палата пользовалась достаточно большой самостоятельностью, поскольку, будучи подчинена непосредственно Министерству финансов, практически выпадала из ведения губернатора и всей губернской администрации, относившейся к Министерству внутренних дел. Вопросы, связанные с деятельностью казенной палаты, предписывалось решать самостоятельно или представлять на рассмотрение Министерства финансов. Председатель палаты должен был испрашивать согласие губернатора только относительно дел, касавшихся перехода податных лиц в монахи, об усыновлении купцами детей, принятых на воспитание, о выдаче или подтверждении зачетных рекрутских квитанций, но при этом данные отношения носили консультативный характер. В то же время по окончании каждого года председатель казенной палаты предоставлял губернатору для просмотра ведомости о решенных и нерешенных делах. В случае усмотрения ненадлежащего исполнения дел губернатор сообщал об этом председателю казенной палаты для принятия мер. При этом губернатор должен был обязательно информировать министра финансов, но налагать на палату и ее чиновников какие-либо взыскания или назначать следствие ему запрещалось. В постоянных функциях палаты первенство губернатора сохранялось только при проведении торгов и заключении подрядов на сумму от 5000 рублей до 10000 рублей, что утверждалось губернатором. Если сумма превышала 10000 рублей, дело переправляли в Министерство финансов. Все взыскания и награждения чиновников шли в палате независимо от губернаторского согласия, либо через саму палату, либо через ее представления в Министерство финансов. Это лишало губернатора контроля за кадровым составом палаты. Данная ситуация объясняется, в первую очередь, специфическими функциями казенной палаты. Реформы 1860-1870-хгг., проведенные Александром II (1855-1881), затронули и финансовую сферу. Отмена крепостного права в 1861г. увеличила объем работы казенных палат. Если ранее окладные листы, фиксировавшие подати, составлялись один раз в три года, то с 1861г. палатам приходилось делать это ежегодно. Кроме того, ввиду участившегося перехода крестьян в другие сословия, возросло и количество дел в палатах о приписке и выписке душ. Казенным палатам также пришлось взять на себя надзор за взиманием выкупных платежей (ПЗС-2.Т.36.Отд.I.№36659.С.180-181). В 1863г. было образовано Вологодское губернское акцизное управление на основе выделенного из казенной палаты отделения питейных сборов («Положение о питейном сборе» от 4 июля 1861г. (ПЗС-2.Т.36.Отд.II.№37197.С.39-70), что сократило компетенцию палаты в данной области. В 1863-1865гг. в Российской империи вводился принцип единства кассы. Для ревизии местных оборотов в 1866 г. образовывалась Вологодская контрольная палата, не относящаяся к губернским учреждениям и подчиняющаяся Государственному контролю (ПЗС-2.Т.41.Отд.I.№42861.С.1-5). При этом казенная палата была освобождена от заведования государственными имуществами, части финансовых дел и ревизии счетов. На казенную палату возлагались, по-прежнему, счетоводство и отчетность по приходу и расходу сумм в губернских и уездных казначействах, непосредственно ей подчиненных. Она распоряжалась производством всех по губернии расходов, но без разрешения Министерства финансов, хотя бы и последовало распоряжение другого ведомства, никакого заранее не предусмотренного расхода не допускала. Казенная палата могла производить торги на любую сумму, но утверждала своею властью торги лишь на сумму до 5000 руб. Контракты ценою до десяти тысяч утверждались губернатором, выше десяти тысяч — министром финансов. Палата ведала ревизскими делами, в том числе, перечислением из одного податного состояния в другое. Кроме дел чисто финансового характера, казенная палата рассматривала также вопросы судебные: собственной властью могла налагать денежные взыскания за нарушения уставов казенного управления, назначала следствие и предавала суду за преступления по должности лиц, подчиненных палате. Исполнительной власти казенная палата не имела, но ее бесспорные требования приводились в исполнение полицией. Одновременно с последними реформами казенная палата из коллегиального учреждения была обращена в учреждение бюрократическое. Во главе ее стоял управляющий палатой, он же - председатель ее общего присутствия. В состав присутствия входили начальники отделений, в некоторых случаях - представители контрольной палаты и военного ведомства. Рассматриваемое дело решалось не по большинству голосов, а по мнению управляющего палатой. При этом начальники отделений имели право оставаться при особом мнении, которое записывалось в журнал и предоставлялось управляющим палатой на усмотрение министра финансов. 3 этап (1866-1917 гг.) С 1866г. казенные палаты претерпели ряд существенных изменений. Согласно Высочайше утвержденному мнению Государственного Совета от 23 мая 1866г. (ПЗС-2.Т.41.Отд.II. №43336.С.593-598) организация казенной палаты сокращалась до двух отделений (казначейств, ревизское) и канцелярии. Отделение казначейств ведало делами по взиманию государственных доходов и производством расходов, осуществляло контроль за поступлением недоимок, счетоводством и отчетностью, управляло и контролировало работу уездных казначейств и податных инспекторов, занималось приходо-расходными делами по кассам. Ревизскому отделению поручалась организация и проведение переписей податного населения, а также рекрутских наборов, оно осуществляло надзор за торговлей и пробирной частью. Канцелярия контролировала поступление сборов за право торговли и занятия промыслами, производила наложение штрафов, вела учет дел казенной палаты, ведала личным составом палаты, губернских и уездных казначейств. В Вологодской казенной палате наряду с этими отделениями существовал счетный отдел. Общее присутствие казенной палаты рассматривало дела двух разрядов: 1. Дела, непосредственно поступающие в общее присутствие. К ним относились:1)дела о торгах на подряды и поставки;2)уничтожение контрамарок за обывательские подводы;3)уничтожение вышедшей из употребления гербовой бумаги и т.п. предметов;4)освидетельствование губернского казначейства;5)дела по исключению из оклада оброчной подати земель, неправильно включенных во владенные записи. 2. Дела, поступавшие в общее присутствие из отделений, предварительно рассмотренные в подлежащем отделении или канцелярии. К ним относились:1)дела по наложению взысканий за нарушение уставов казенного управления, когда сумма взысканий превышала 300 рублей на одно лицо; 2)дела о назначении следствий и предании суду лиц, подчиненных казенной палате;3)сложение недоимок, по безнадежности их поступления или неправильно числящихся, а также возврат денег, поступивших в казну неправильно;4)дела о перечислении платежей, занесенных ошибочно из одного сбора в другой;5)управляющему палатой предоставлялось передать на рассмотрение общего присутствия любое сложное или возбуждающее сомнение дело. Существенное изменение в устройстве казенных палат произошло в связи с изданием 30 мая 1878г. (ПЗС-2.Т.53.Отд.1.№58598.С.390-391) их новых штатов. В результате к 1879г. произошла реорганизация казенных палат: вместо двух отделений (ревизского и казначейств) и канцелярии были образованы три номерных отделения. I отделение состояло из I, II, III столов, недоимочного стола и стола распорядительного комитета. Функции отделения состояли в ведении дел об имущественном состоянии и обеспечении населения, о казенных землях и крестьянах, о наложении гербового штрафа. Стол распорядительного комитета ведал местным обслуживанием, снабжением, размещением войск в Вологодской губернии, денежным вознаграждением за убытки, причиненные войсками при учебных занятиях и т.д. II отделение состояло из I, II, III столов и стола торгового. Оно контролировало порядок взимания окладных сборов, дела о движении населения, свидетельствовало отпускные бывшим крепостным и дворовым людям, вело реестры документов о сборе и расходе государственных доходов уездными казначействами. Стол торговый наблюдал за торговлей в городах, уездах, за государственными промысловыми налогами, журналами торгово-промышленных и промысловых заведений. III отделение состояло из I, II, III, IV столов и ведало отчетностью казначейств по суммам государственных доходов и по банковским операциям, передвижением кредитной сметы Министерства финансов, начислением недоимок о неокладного сбора, переводом денежных сумм в другие губернии и т.п. Наряду с указанными отделениями в Вологодской казенной палате существовало счетное отделение (Ф.388.Оп.3.Д.9921; Оп.11.Д.1-202). Отделение состояло из I, II, III столов и стола бухгалтерского. В его обязанности входило: начисление наследственных пошлин; контроль за кассовыми счетами, расчетными листами гильдейского раскладочного сбора; передвижение кредитов сметы разных министерств, составление расходной отчетности и т.д. С введением в 1874г. всесословной воинской повинности казенная палата была освобождена от дел о рекрутских наборах (ПЗС-2.Т.49.Отд.1.№52983.С.2-29). В 1875г. к государственным доходам был причислен земский сбор. Вместо особых о земских повинностях присутствий были сформированы распорядительные комитеты при казенных палатах под председательством губернаторов, включавшие представителей от разных ведомств. При этом на казенную палату были возложены обязанности по исключению из оклада душ и земель, сложению недоимок, зачету и возврату сумм по бывшим государственным земским повинностям (Ф.388.Оп.8.Д.875). В 1885г. при казенных палатах были учреждены податные присутствия и податные инспектора (ПСЗ-3.Т.5.№2907.С.179-181). Податные присутствия заведовали дополнительным сбором (процентным и раскладочным) с торговых и промышленных предприятий, уплачивающих гильдейский сбор. Обязанности податных инспекторов состояли в расчете прямых налогов, высылке налогоплательщикам окладных листов, ведении учета по сбору прямых налогов, проверке отчетности налогоплательщиков. В 1898г. податные присутствия были ликвидированы, а их функции переданы общему присутствию казенной палаты(ПСЗ-3.Т.18.Отд.1.№15601.С.45). В результате данных реформ, казенная палата из учреждения почти исключительно счетного превратилась в учреждение счетно-податное, причем ее податные обязанности постоянно развивались. В начале XX века казенная палата продолжала оставаться важнейшим учреждением в губернии. Она ведала учетом государственных доходов и наблюдением за своевременным их поступлением, учетом прихода и расхода государственных сумм в губернском и уездных казначействах, операциями по торгам на подряды и поставкам для казенных учреждений, зачислением лиц в податное состояние. 26 окт. (8 нояб.) 1917г. по декрету II Всероссийского съезда Советов «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» (СУиРРиКП.М.,1920.№1.С.1) в качестве центрального органа управления финансами и кредитом вместо Министерства финансов был создан Нар. комиссариат финансов СНК. Декретом ВЦИК от 14 (27) дек. 1917г. (СУиРРиКП.М.,1920.№10.С.6)был организован подчиненный Народному комиссариату финансов единый Народный банк, который стал руководить казенными палатами. 31 окт. 1918г. был издан декрет СНК РСФСР «О слиянии Казначейств с учреждениями Народного банка» (СУиРРиКП.; М., 1919.№81.Ст.848). В результате данного слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках кредитное дело, финансирование народного хозяйства страны и аппарата управления страны, бюджетно-сметную работу, руководство денежным обращением. На местах развернули свою деятельность финансовые отделы исполкомов местных советов. Функции Вологодской казенной палаты перешли к губернскому финансовому отделу при Вологодском губисполкоме (Ф.388.Оп.3.Т.2.Д.9921). Т.о., фондообразователь прекратил свое существование. II. История фонда Архивный фонд поступил на государственное хранение 12.04.1919 г. Далее были поступления в 1925-1926,1940 гг.Проверки наличия и состояния документальных материалов фонда осуществлялись в 1949,1969,1976,2000-2004гг.На документы фонда было составлено 18 описей за 1735, 1747-1764, 1773-1774, 1779-1926гг.По состоянию на 05.05.2011г. в фонде находится на хранении 20587 дел.В 1833 году в здании архива казенной палаты был пожар, в результате которого часть документов до 1833 г. сгорели. III. Характеристика документов Материалы фонда содержат: Указы Сената, циркуляры Министерств и Департаментов, Центрального Управления Государственного банка, Вологодского губернского правления. Указы и ведомости, журналы и протоколы заседаний казенной палаты. Настольные реестры по делам казенной палаты. Главный бухгалтерский журнал казенной палаты. Архивные описи дел казенной палаты. Годовые отчеты о доходах и расходах палаты, уездных казначейств, банков, потребительских обществ, ссудо-сберегательных товариществ. Дела о ревизиях книг уездных казначейств. Расчетные книги по государственному поземельному налогу; ведомости о поступлении выкупных платежей, окладных и земских сборов, о взыскании недоимок. Окладные книги, ведомости об исключении из оклада. Отчеты финансово-налоговых органов и учреждений (раскладочных присутствий по промысловому налогу, Вологодского городского по квартирному налогу присутствия, податных инспекторов, городских общественных банков, обществ потребителей, ссудо-сберегательных товариществ). Ревизские сказки купцов, мещан, государственных и помещичьих крестьян. Дела о причислении и исключении из разных сословий, в том числе иностранцев в российское подданство. Дела о перечислении крестьян от одного владельца к другим, из одного уезда в другой. Посемейные списки мещан и крестьян. Сведения о количестве родившихся, бракосочетавшихся, умерших (с приложением ведомости о причинах смерти) по 1-му Благочинническому округу г. Вологды (1906)(Оп.2.Д.446-а). Брачные обыски Вологодской градской Николаевской церкви на Глинках (1802-1805)(Оп.7.Д.117). Рапорты городских дум и ратуш о занесении в оклад купцов. Книга казенной палаты о числе купцов по г. Вологде и Вологодской губ. (1849) (Оп.1.Д.56), ведомости почетных граждан гг. Вологды, Тотьмы, Вельска (1858)(Оп.10.Д.113),(1861,1863)(Оп.1.Д.6818,6883), списки купцов г. Устюга (1874)(Там же.Д.5050). Ведомости городских дум и ратуш, уездных казначейств о числе окладных и неокладных душ, о количестве волостей, селений, дворов, душевых наделов в губернии; о частных, церковных, удельных землях. Алфавитный указатель помещиков с указанием количества душ, принадлежащих им в разрезе деревень по Вологодской губ. (1811)(Оп.9.Д.155). Дела об имениях помещиков: дарственные записи, сведения о разделе, продаже и принятии в казну имений помещиков. Документы о проведении рекрутских наборов в губернии, посемейные списки рекрутов. Приходо-расходные сметы городов. Журналы генеральной проверки торговых и промышленных заведений, ведомости о числе промышленных и торговых предприятий. Дела о нарушении устава о промысловом налоге, о выдаче свидетельств на торговые и промышленные заведения. Прошения разных лиц о выдаче денежных пособий для обзаведения хозяйством. Именные списки кредиторов казны Формулярные и послужные списки о службе чиновников и служащих казенной палаты, губернского и уездных казначейств. Дела о приеме на службу и награждении чиновников. Списки пенсионеров различных ведомств, в том числе пенсионеров - Георгиевских кавалеров по Вологодской казенной палате (1918)(Оп.7.Д.512;Оп.13.Д.141). Списки бывших офицеров царской армии, состоявших на службе в Вологодской казенной палате и в уездных казначействах (1918-1919) (Оп.13.Д.137). В фонде имеются: Окладная книга о числе душ по Вологодской провинции (не ранее 1735)(Оп.1.Д.9157). Ревизские сказки о числе крестьян (1747-1764,1773-1774), о числе лиц духовного звания церкви Николая Чудотворца Вельского у. (1747)(Оп.1.Д.9574). Книга по учету числа душ, прибывших и убывших по Вологодской провинции (не ранее 1762) (Там же. Д.9158). Ревизские сказки о числе мужского и женского пола Котельнического уезда Вятской губ. (1857-1858) (Там же.Д.1371,8413). Журналы заседаний Каргопольского уездного суда (июль 1779)(Оп.7.Д.1), Сольвычегодской (1850) и Вельской (1851) уездных ревизских комиссий (Оп.1.Д.93,512), Вологодской духовной консистории (1884-1888) (Оп.13.Д.36). Протоколы заседаний Устьсысольского рекрутского присутствия (1827) (Там же.Д.9). Журналы распорядительных заседаний Грязовецкой уездной землеустроительной комиссии (1915-1916)(Оп.2.Д.279). Формулярные списки о службе секретарей и заседателей Лальской нижней расправы (1789)(Оп.14.Д.25), председателя Вологодской палаты уголовного суда Е.И. Зависецкого (1849)(Там же.Д.32). Сведения о медицинском персонале и лечебных заведениях в г. Вологде и г. Грязовце, в Вологодском и Грязовецком уездах с маршрутными картами врачебных пунктов (1892) (Оп.2.Д.347). Списки служащих агентств и обществ, в т.ч. служащих фабрики «Сокол» (1907-1912)(Оп.3. Д.9880), списки служащих Вологодского склада товарищества «Проводник» (1915)(Оп.18.Д.102). Док-ты, относящиеся к деятельности Вологодского губернского финансового отдела за 1918-1926гг.

Переименования

Название Период
Вологодская казенная палата .Город Вологда Вологодской области - (1775-1918) 1 янв. 1775 г. — 1 янв. 1918 г.

Внимание! Сайт работает в тестовом режиме: заказы и запросы в архивы не исполняются.