Вологодское отделение Вытегорского округа водных путей сообщения. Город Вологда Вологодской губернии - (1807-1917)

Фонд № 429

Крайние даты документов: 1807 — 1917 гг.

Раздел рубрикатора: 12.2. Фонды учреждений по строительству и руководству судоходными путями сообщения и речным транспортом

Описи фонда
Заголовок Даты документов Единиц хранения
1 Опись дел постоянного хранения 1807 — 1917
2 Опись дел постоянного хранения 1807 — 1917

Циркуляры начальника Вологодского отделения Вытегорского округа водных путей сообщения. Журналы заседаний отделения. Годовые отчеты . Документы о строительстве параходов. Сведения о движении судов по внутренним водным путям. Личный состав - 1807-1866 г.г.

Историческая справка

ИCТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА к фонду 429 Вологодского отделения Вытегорского округа водных путей сообщения.

1.История фондообразователя

В целях упорядочения местного управления внутренними путями сообщения и создания системы управления строительством, содержанием и эксплуатацией этих путей высочайшим манифестом от 20 ноября 1809 г. «Об управлении водяными и сухопутными сообщениями» вся территория Российской империи была разделена на 10 округов путей сообщения (ПСЗРИ I. Т. 30. 1809 № 23996. СПб., 1830. С. 1305, 1323-1325). II округ путей сообщения включал Олонецкую, части Ярославской, Тверской, Новгородской и Санкт-Петербургской губерний. Округу принадлежали 2 системы внутреннего судоходства: система Мариинского канала от реки Волги до Ладожского озера и система Тихвинского канала с озерами, реками, гидротехническими сооружениями, мостами, бечевниками. Управлял округом начальник (чином не ниже генерал-майора), местонахождением которого был г. Вытегра. Начальник округа находился в подчинении Управления водяных и сухопутных сообщений, с 1817 г. - Главного управления путей сообщения, с 1865 г. – Министерства путей сообщения. В его ведении находились строительство, реконструкция и поддержание водяных и сухопутных путей, наблюдение за порядком судоходства, вся хозяйственная работа. Округ делился на 2 отделения (по числу систем внутреннего судоходства), которые возглавляли директоры-управляющие (не ниже полковника): первый пребывал на Маткозере в пункте разделения Мариинского канала, второй – на Крупином озере на Тихвинском канале. В их функции входило составление проектов и смет строительства новых дорог, каналов, мостов, шлюзов и других сооружений на водных путях округа; руководство всеми дорожными работами. Также при окружном начальнике состояли директоры-производители работ, инженеры, большинство из которых входили в Корпус инженеров путей сообщения, и канцелярия. По именному указу от 26 марта 1836 г. «О преобразовании некоторых из подведомственных Главному управлению путей сообщения и публичных зданий мест и особых учреждений по губерниям» ко II округу был присоединен IX округ, включавший Вологодскую, Архангельскую и части Пермской, Вятской, Олонецкой губерний со всеми водными путями (ПСЗРИ II. Т. 11. 1836 № 9030. СПб., 1837. С. 238-243). Для заведывания округами создавались Правления. Новое преобразование округов путей сообщения было проведено по высочайше одобренному предположению от 2 июля 1843 г.: их территория стала делиться на отделения и дистанции (Государственность России. Книга 3. М., «Наука», 2001. С. 205). По высочайшему повелению от 12 февраля 1881 г. округа стали именоваться не по номерам, а по названиям городов, в которых находились окружные правления (ПСЗРИ II. Т. 50. 1881 № 61852. СПб., 1884. С. 905-906). II округ путей сообщения получил наименование «Вытегорский» и делился на 3 отделения: Девятинское (бывшее 3-е отделение II округа, с. Девятины Вытегорского уезда Олонецкой губернии); Кузьминского (бывшее 4-е отделение, г. Кириллов, м. Кузьминское Новгородской губернии); Тихвинского (бывшее 2-е отделение, -г. Тихвин), и судоходных дистанций (Ф.1214. Оп. 1. Д. 1, 3). В соответствии с распоряжением министра путей сообщения от 2 апреля 1899 г. приказом начальника Вытегорского округа от 29 марта 1900 г. учреждается должность инспектора судоходства с правами помощника начальника округа, в подчинение которого вошли все лица судоходно-инспекторского надзора округа, а приказом от 4 мая 1900 г. учреждается должность заведующего техническо-инспекционным участком округа (Ф.429. Оп. 1. Д. 323. Л. 19, 28, 31). С согласия министра путей сообщения по докладу Управления водных и шоссейных сообщений и торговых портов от 10 июня 1900 г. приказом начальника Вытегорского округа путей сообщения от 9 августа 1900 г. № 50 было образовано Вологодское отделение путей сообщения, в состав которого вошли 7-й, 8-й техническо-инспекционные, 9-й технический и 3-й инспекционный участки округа, 1-я, 3-я, 4-я, 5-я и 6-я судоходные дистанции Кузьминского отделения. Начальником нового отделения был назначен инженер Коломейцев, ранее заведовавший 7-м техническо-инспекционным участком округа, находился в г. Вологде. Одновременно 2-я судоходная дистанция Кузьминского отделения, 1-й, 2-й и 4-й инспекционные участки округа, а также остальные участки и дистанции Девятинского и Кузьминского отделений, составлявшие Мариинский водный путь, были переименованы в участки и дистанции названного водного пути (Ф.429. Оп. 1. Д. 323. Л. 46, 46 об., 57). Вологодское отделение делилось на: -участки: 1-й - техническо-инспекционный (заведующий участком и инспекцией судоходства участка находился в г. Вологде), 2-й – технический (заведующий участком, помощник начальника отделения находился в г. Великий Устюг), 3-й – инспекционный (заведующий участком, старший помощник инспектора судоходства находился в г. Великий Устюг); -судоходные дистанции, возглавляемые начальниками дистанций: 1-я – в г. Вологда, 2-я – в г. Великий Устюг, 3-я – в г. Архангельске (Ф.429. Оп. 1. Д. 389. Л. 40). В сентябре 1903 г. 1-й техническо-инспекционный участок, 1-я и 2-я судоходные дистанции Вологодского отделения составили Виртембергско-Онежский техническо-инспекционный участок (бывшая 1-я судоходная дистанция стала именоваться Кирилловской, а 2-я – Каргопольской). Заведующий этим участком стал подчиняться непосредственно правлению округа (в 1913 г. участок вновь вошел в состав Вологодского отделения как 4-й технический участок) (Ф. 429. Оп. 1. Д. 389. Л. 39-40. Д. 418. Л. 317-320). 20 марта 1913 г. по докладу Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог министром путей сообщения было одобрено новое штатное расписание Вытегорского округа (Ф. 429. Оп. 1. Д. 418. Л. 314-321. Д. 681. Л.29-32): Округ состоял из правления, канцелярии правления округа, отделений искусственного, судоходного и хозяйственного, и делился на Мариинский водный путь(с 6 техническими участками, 2 инспекционными участками, 6 судоходными дистанциями, 13 судоходными надзирателями, 3 участковыми врачами санитарного надзора); Тихвинское отделение путей сообщения (3 технических участка, 3 судоходных дистанции, 3 судоходных надзирателя, 2 заведующих пристанями); Вологодское отделение путей сообщения: инспектор судоходства и.о. начальника Вологодского отделения; 4 технических участка (г. Вологда, Великий Устюг, Архангельск, м. Кузьминка Кирилловского уезда);5 судоходных дистанций, начальники которых соответственно находились в г. Вологде, г. Великом Устюге, г. Усть-Сысольске, м. Кузьминка г. Кириллова, г. Каргополе; 5 судоходных надзирателей; Котласская судоходная пристань; 1 участковый врач санитарного надзора в г. Вологде. 26 октября 1917 г. функции Министерства путей сообщения перешли к Народному комиссариату путей сообщения. Декретом ВЦИК от 25 июля 1918 г. округа путей сообщения были объявлены высшей местной территориальной единицей управления Народного комиссариата путей сообщения.

2.История фонда

Архивный фонд Вологодского отделения Вытегорского округа водных путей сообщения поступил на государственное хранение в 1929 г. Проверки наличия и состояния документов фонда осуществлялись в 1969, 1978 и 2001 гг. Составлено 2 описи, которые содержат документы за 1807-1919 гг. По состоянию на 12 мая 2011 г. в фонде находится 1196 единиц хранения.

3. Характеристика документов

Циркуляры Департамента шоссейных и водяных сообщений (1871-1899) и Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог (1903-1917) Министерства путей сообщения, приказы начальника Вытегорского округа путей сообщения. Отчеты дистанций и участков. Обзоры о судоходстве. Карта судоходного пути по Мариинской водной системе между городами Рыбинском и Санкт-Петербургом (1873-1874). Дела о производстве изыскательских работ, об отчуждении земли для устройства шлюзов и перекопов, укреплении берегов и расчистке фарватера рек. Краткая историческая записка о водном пути герцога Александра Виртембергского (1912). Дела о работах по переустройству Мариинского водного пути, о расширении Вазеринских каналов, об отводе земли для устройства Онежского обводного канала. Сведения об оборудовании и ремонте шлюзов, об организации и работе водомерных постов, гидрометрических станций и водолазных партий. Сведения о времени вскрытия рек, горизонтах воды, о ходе сплава леса. Ведомости о постройке, движении, ремонте, осмотре, погрузке и разгрузке судов, поступлении судоходных сборов. Дела о привлечении к ответственности лиц за нарушение правил судоплавания, о мерах по предупреждению распространения на водных путях эпидемии холеры и чумы. Сведения о происшествиях с судами. Расписания участков и дистанций, входящих в состав Мариинского водного пути, Тихвинского и Вологодских отделений округа. Формулярные списки служащих округа, требовательные ведомости на выдачу жалования. Ведомости, списки, переписка о назначении, перемещении, увольнении и работе унтер-офицеров и солдат 14-й военно-рабочей роты путей сообщения (1862-1884).

В фонде имеются документы за 1807-1899 гг., относящиеся к деятельности дистанций и участков, входивших ранее в другие отделения округа, а также личные дела служащих округа, оконченные в 1918-1919 гг.

Переименования

Название Период
Вологодское отделение Вытегорского округа водных путей сообщения.Город Вологда Вологодской губернии - (1807-1917) 1 янв. 1807 г. — 1 янв. 1917 г.

Внимание! Сайт работает в тестовом режиме: заказы и запросы в архивы не исполняются.