Вологодские главные мастерские тяги Северной железной дороги (ТМВ). Город Вологда Вологодской губернии - (1905-1917)

Фонд № 431

Крайние даты документов: 1905 — 1917 гг.

Раздел рубрикатора: 12.1. Фонды учреждений железнодорожного транспорта

Описи фонда
Заголовок Даты документов Единиц хранения
1 Опись дел постоянного хранения 1905 — 1917

Приказы и распоряжения начальника Северной железной дороги Министерства путей сообщения.
Послужные и именные списки рабочих и служащих. Требовательные ведомости на выдачу зарплаты служащим мастерских. - 1906-1916 гг.

Историческая справка

ИCТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА к фонду 431 Вологодских главных мастерских тяги Северной железной дороги.

I. ИСТОРИЯ ФОНДООБРАЗОВАТЕЛЯ.

Строительство железных дорог имело большое значение для экономического и стратегического развития обширного северного края России. В связи со строительством линий Москва-Вологда-Архангельск и Петербург-Вологда-Вятка город Вологда становится крупным железнодорожным узлом, работающим на четыре направления. К 1905 г. в Вологде уже существовало три паровозных депо. С 1 января 1907 г. железные дороги Московско-Ярославско-Архангельская и Санкт-Петербургская составили единую Северную железную дорогу (Ф. 122. Оп. 1. д. 187). К началу XX века для ремонта паровозов и подвижного состава станции Вологда возникла необходимость создания ремонтной базы. Строительство Вологодских главных мастерских тяги (ТМВ) вела в 1903-1906 гг. калужская фирма «Петухов и К». Одновременно с возведением заводских корпусов строились и небольшие бараки для проживания рабочих. После окончания строительства мастерские стали первым крупным промышленным предприятием в г. Вологде, где работало более 500 человек. Состояли из 11 зданий, имели систему отопления, систему водоотведения и канализацию, станки, снабженные электродвигателями, и телеграф. Мастерские были рассчитаны на обслуживание линии Петербург-Вятка «в предположении на дороге 5 пар поездов и наличии 226 паровозов, 151 классных и 4400 товарных вагонов» и того же числа паровозов и вагонов на линии Москва-Архангельск (Вологда XII-начало XX века. Краеведческий словарь. Архангельск, 1993. С. 112-113). Открывались цеха: литейный, кузнечный, токарно-механический, электрический, котельный, обойный, колесный, малярный, вагонный, паровозосборный, железнодорожный склад. Первым выпустил свою продукцию литейный цех, поэтому долгое время Главные железнодорожные мастерские назывались в городе чугунолитейным заводом (Вологда. Историко-краеведческий альманах. Выпуск I. Вологда, 1994. С. 127. Гудкова О.В. Строительство Северной железной дороги. Вологда, 2002. С. 116). Мастерские находились в собственности казны, подчинялись начальнику службы тяги и подвижного состава СЖД Министерства путей сообщения (Государственность России. Книга 5. Часть вторая. М., 2005. С. 68-69. Ф.431. Оп. 1. Д. 31. Л. 886 об. Д. 41. Л. 427-442, 564). На основании предписания начальника службы тяги и подвижного состава СЖД от 24 февраля 1911 г. штатная численность мастеровых и рабочих не должна была превышать 800 человек. Но ввиду увеличивающегося объема ремонтных работ штат было разрешено увеличить до 880 человек. В 1911 г. уже работало 920 человек (Ф. 431. Оп. 1. Д. 1. Л. 105-108. Д. 2. Л. 636. Д. 15. Л. 3). Продолжительность нормированного рабочего дня в мастерских и паровозных депо составляла 9 часов чистого рабочего времени. Все мастеровые и рабочие, прослужившие в мастерских не менее 10 лет, могли быть переведены в разряд штатных служащих (Ф. 431. Оп. 1. Д. 1. Л. 139, 145, 146). Подготовкой квалифицированных кадров для работы на железной дороге занимались железнодорожные училища, в том числе и I Вологодское железнодорожное училище. К конце 1917 г. в этом училище было 9 отделений, из которых 4 параллельных, с 373 учащимися. Попечитель 1-го Вологодского железнодорожного училища выбирался из числа служащих Вологодских главных мастерских (Ф. 431. Оп. 1. Д. 12. Л. 1-13). Выпускники железнодорожных училищ, успешно выдержавшие экзамен, откомандировывались училищем на 2-х летнюю практику на железную дорогу. В 1909 г. в Вологодских главных мастерских работало 11 выпускников железнодорожных училищ (Ф. 431. Оп. 1. Д. 12. Л. 250-280. Д. 86). В условиях военного времени Министерством путей сообщения принимались меры к увеличению производительности труда рабочих по ремонту подвижного состава и уменьшению срока его простоя в ремонте. С целью повышения качества ремонта и с учетом имеющегося в мастерских необходимого оборудования ремонт вагонных подвесных рессор подвижного состава проводился только в Главных железнодорожных мастерских службы тяги (до 1915 г. его могли проводить и участковые мастерские СЖД) (Ф. 431. Оп. 1. Д. 42. Л. 49). Рабочие и мастеровые мастерских выполняли специальные военные заказы. В 1915 г. Вологодские главные мастерские СЖД провели сборку 30 узкоколейных паровозов типа Маллета, полученных с паровозного завода Балдвина (Филадельфия) для оснащения ими железнодорожной линии Вологда-Архангельск (Ф. 431. Оп. 1. Д. 51). Вологодские главные мастерские тяги являлись крупным отрядом пролетариата в городе, и поэтому прежде всего на него были ориентированы действия революционеров. Здесь вели нелегальную работу ссыльные большевики, проводились митинги, распространялись листовки. Рабочие мастерских принимали активное участие в маевках, политических демонстрациях, организовывали стачки. Накануне Октябрьской революции на ТМВ был создан отряд Красной гвардии. Вологодские главные мастерские тяги СЖД национализированы по декрету СНК РСФСР от 28 июня 1918 г.(СУ и Р (РКП). 1918. № 47. Ст. 559. С. 569).

II. ИСТОРИЯ ФОНДА.

Архивный фонд Вологодских главных мастерских тяги СЖД поступил на государственное хранение в ГУ «ГАВО» в 1929 г. Опись дел отредактирована в 1961 г. Проверки наличия и состояния документов фонда осуществлялись в 1951, 1974 и 1989 гг. Опись содержит документы за 1906-1919 гг. По состоянию на 24 января 2011 г. в фонде находится 91 единица хранения.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКУМЕНТОВ.

Приказы и распоряжения начальника Северной железной дороги Министерства путей сообщения. Переписка о ремонте паровозов, пассажирских и товарных вагонов, об оборудовании вагонов электрическим освещением. Сведения о состоянии подвижного состава, количестве отремонтированных паровозов и вагонов, производственной квалификации и испытаниях мастеровых и рабочих мастерских. Дела о работе библиотеки при мастерских (1908-1916), о передаче вологодской Михайло-Архангельской церкви управлению Северной железной дороги (1906-1919), о специальных военных заказах (1913-1916), о поступлении с паровозного завода Балдвина (Филадельфия) для сборки в мастерских узкоколейных паровозов типа Маллета (1915). Послужные и именные списки рабочих и служащих. Требовательные ведомости. Книга учета несчастных случаев с рабочими мастерских. Списки учащихся I Вологодского железнодорожного училища.

В фонде имеются списки преподавателей и учащихся I Вологодского железнодорожного училища и ведомости вычетов из содержания служащих причта Михайло-Архангельской церкви г. Вологды за 1919 г.

Переименования

Название Период
Вологодские главные мастерские тяги Северной железной дороги. Город вологда Вологодской губернии - (1905-1917) 1 янв. 1905 г. — 1 янв. 1917 г.

Внимание! Сайт работает в тестовом режиме: заказы и запросы в архивы не исполняются.