Управление работ по устройству Шекснинско-Беломорского водного пути. Город Вологда Вологодской губернии - (1913-1917)

Фонд № 435

Крайние даты документов: 1915 — 1917 гг.

Раздел рубрикатора: 12.2. Фонды учреждений по строительству и руководству судоходными путями сообщения и речным транспортом

Описи фонда
Заголовок Даты документов Единиц хранения
1 Опись дел постоянного хранения 1915 — 1917

Требовательные ведомости на выдачу заработной платы служащим управления работ Шекснинско-Беломорского водного пути.Списки личного состава парахода "Кириллов" - 1915-1917 г.г.

Историческая справка

ИCТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА к фонду 435 Управления работ по устройству Шекснинско-Беломорского водного пути

1.История фондообразователя В начале 19 века в Российской империи началось активное развитие водных путей сообщения. В целях упорядочения местного управления внутренними путями сообщения и создания системы управления строительством, содержанием и эксплуатацией этих путей высочайшим манифестом от 20 ноября 1809 г. «Об управлении водяными и сухопутными сообщениями» вся территория Российской империи была разделена на 10 округов путей сообщения (ПСЗРИ I. Т. 30. 1809 № 23996. СПб., 1830. С. 1305, 1323-1325). II округ путей сообщения (с 12 февраля 1881 г. –Вытегорский) включал Олонецкую, части Ярославской, Тверской, Новгородской и Санкт-Петербургской губерний (с 1836 г. – также вошли Вологодская, Архангельская и части Пермской, Вятской, Олонецкой губерний). Округу принадлежали 2 системы внутреннего судоходства: Тихвинского и Мариинского каналов с озерами, реками, гидротехническими сооружениями, мостами, бечевниками. Территория округа делилась на отделения (Девятинское, Кузьминское, Тихвинское) и дистанции (Государственность России. Книга 3. М., «Наука», 2001. С. 205). В соответствии с распоряжением министра путей сообщения от 2 апреля 1899 г. приказом начальника Вытегорского округа от 29 марта 1900 г. учреждается должность инспектора судоходства с правами помощника начальника округа, в подчинение которого вошли все лица судоходно-инспекторского надзора округа, а приказом от 4 мая 1900 г. учреждается должность заведующего техническо-инспекционным участком округа (Ф.429. Оп. 1. Д. 323. Л. 19, 28, 31). С согласия министра путей сообщения по докладу Управления водных и шоссейных сообщений и торговых портов от 10 июня 1900 г. приказом начальника Вытегорского округа путей сообщения от 9 августа 1900 г. № 50 было образовано Вологодское отделение путей сообщения, которое делилось на (Ф.429. Оп. 1. Д. 323. Л. 46, 46 об., 57): -участки: 1-й - техническо-инспекционный (заведующий участком и инспекцией судоходства участка находился в г. Вологде), 2-й – технический (заведующий участком, помощник начальника отделения находился в г. Великий Устюг), 3-й – инспекционный (заведующий участком, старший помощник инспектора судоходства находился в г. Великий Устюг (Ф.429. Оп. 1. Д. 389. Л. 4019, 28, 31)); -судоходные дистанции, возглавляемые начальниками дистанций: 1-я – в г. Вологда, 2-я – в г. Великий Устюг, 3-я – в г. Архангельске (Ф.429. Оп. 1. Д. 389. Л. 40). В сентябре 1903 г. 1-й техническо-инспекционный участок (р. Сухона от шлюза «Знаменитый» до впадения в р. Северная Двина, и р. Вологда), 1-я (Вологодская пристань, р. Сухона от шлюза «Знаменитый» до Тотьмы и р. Вологда) и 2-я (Велико-Устюгская пристань, р. Сухона от г. Тотьмы до впадения в р. Северная Двина и р. Северная Двина до устья р. Вага) судоходные дистанции Вологодского отделения составили Виртембергско-Онежский техническо-инспекционный участок с Кирилловской и Каргопольской судоходными дистанциями. Заведующий этим участком стал подчиняться непосредственно правлению округа (Ф. 429. Оп. 1. Д. 389. Л. 39-40. Д. 418. Л. 317-320). 20 марта 1913 г. по докладу Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог министром путей сообщения было одобрено новое штатное расписание Вытегорского округа: Виртембергско-Онежский участок вновь вошел в состав Вологодского отделения как 4-й технический участок (Ф. 429. Оп. 1. Д. 418. Л. 314-321. Д. 681. Л.29-32). Реки Шексна и Свирь имели важное значение для торговли и промышленности севера, востока и северо-запада Европейской России. Являясь частью Мариинской водной системы и принимая в себя водную систему герцога Александра Виртембергского, эти реки связывали Ладожское, Онежское и Белое озера, соединяя тем самым бассейны морей: Балтийского, Каспийского и Белого. Необходимость соединения водным путем бассейна Белого моря с другими возникла в 1818 г., когда для постройки кораблей в Архангельском порту потребовалось много дуба из южных губерний (Ф. 429. Оп. 1. Д. 705. Л. 137-148. Д. 709). После проведенных изысканий, с 1825 г. началось строительство соединительной водной системы, названной по имени главнокомандующего путями сообщения «системой герцога Александра Виртембергского». Система начиналась от р. Шексны у дер. Топорня шлюзованным каналом, по ряду озер и соединяющих их речек поднималась шлюзом к Вазеринскому озеру, далее по озерам и р. Порозовице рядом шлюзов спускалась к Кубенскому озеру. В 1834 г. был построен 14-й шлюз с плотиной «Знаменитая», подпирающей Кубенское озеро и перекрывающей мелководье истока р. Сухоны. Экономическое развитие Северного края требовало улучшения судоходства водных путей, в т.ч. и системы герцога Виртембергского. В 1912 г. Управлением внутренних водных путей и шоссейных дорог Министерства путей сообщения проводятся изыскания, показавшие необходимость улучшения этой системы: перестройка всех шлюзов, увеличение потребного питания водоразделов, придание более пологого очертания I и II Вазеринским каналам (из рапорта начальника партии по изысканиям управляющему отделом водных и шоссейных сообщений Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог от 24 августа 1913 г.). В течение 1913-1916 гг. проводятся работы по расширению Вазеринских каналов, в т.ч. с использованием труда иностранных военнопленных. Вводится должность заведующего работами по уширению Вазеринских каналов. В соответствии с инструкцией о порядке заведывания работами по переустройству системы герцога Виртембергского, утвержденной министром путей сообщения 17 июня 1916 г., начальник работ возглавлял управление работами и подчинялся Управлению внутренних водных путей и шоссейных дорог. В состав управления работами входили: начальник работ, начальники хозяйственного и технического отделов, производители работ и штатные инженеры, которые назначались и увольнялись министром путей сообщения по представлению начальника Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог. Остальные служащие находились в непосредственном подчинении начальника работ. 26 октября 1917 г. функции Министерства путей сообщения перешли к Народному комиссариату путей сообщения. В 1918 г. кредиты системы герцога Виртембергского и работы по шлюзованию р. Сухоны и М. Двины были переданы в ведение учрежденного Управления работ по устройству Шекснинско-Беломорского водного пути Управления сооружений водного хозяйства Комитета Гос. сооружений ВСНХ РСФСР (Ф.950. Оп. 1. Д. 7).

2.История фонда Архивный фонд Управления работ по устройству Шекснинско-Беломорского водного пути поступил на государственное хранение в 1929 г. Последняя проверка наличия и состояния документов фонда осуществлялась в 1980 г. Составлена одна опись, которая содержит документы за 1915-1919 гг. По состоянию на 25 апреля 2011 г. в фонде находится 13 единиц хранения.

3. Характеристика документов Сметы на производство работ по расширению Вазеринских каналов (1915-1916). Именные списки рабочих, служащих и иностранных военнопленных, работавших на расширении Вазеринских каналов. Табели учета рабочего времени и оплаты труда, требовательные ведомости на выдачу жалования лицам, занятых на работах по переустройству водной системы герцога Александра Виртембергского (1916-1917). Списки служащих пароходов «Кириллов» и «Чайка» техническо-инспекционной службы Вологодского отделения Вытегорского округа путей сообщения (1916-1917).

В фонде имеются документы, относящиеся к деятельности управления работами 4-го района Шекснинско-Беломорского водного пути за 1918-1919 гг.

Переименования

Название Период
Управление работ по устройству Шекснинско-Беломорского водного пути.Город Вологда Вологодской губернии - (1913-1917) 1 янв. 1913 г. — 1 янв. 1917 г.

Внимание! Сайт работает в тестовом режиме: заказы и запросы в архивы не исполняются.