Директор народных училищ Вологодской губернии. Город Вологда Вологодской губернии - (1803-1918)

Фонд № 438

Крайние даты документов: 1804 — 1918 гг.

Раздел рубрикатора: 15.1. Фонды органов управления учреждениями народного образования

Описи фонда
Заголовок Даты документов Единиц хранения
1 Опись дел постоянного хранения 1804 — 1918 602
2 Опись дел постоянного хранения 1804 — 1917 131
3 Опись дел постоянного хранения 1804 — 1918 3474

Документы о съездах учителей и инспекторов народных училищ губернии. Протоколы заседаний педагогических советов. Дела об открытии училищ и школ, ремесленных и профессиональных учебных заведений, реального училища в г.Вологде. Отчеты и ведомости о количестве и состоянии учебных заведений в губернии. Сведения о деятельности педагогических курсов при городских училищах, о введении преподавания военного дела и спорта в училищах, комплектовании библиотек. Документы о введении всеобщего образования в губернии, развитиии дошкольного и внешкольного образования. Дела о проверке школ. Учебные программы.Ведомости успеваемости учащихся, результаты переводных и выпускных экзаменов.Списки учащихся. Аттестаты зрелости - 1804-1918 г.г.

Историческая справка

I. ИСТОРИЯ ФОНДООБРАЗОВАТЕЛЯ.

Время Екатерины II является крайне важным периодом в деле развития народного образования. Созванная в 1768 году Уложенная комиссия обсуждала также вопрос о народном образовании. В числе многочисленных комиссий, выбранных для рассмотрения различных специальных вопросов, была организована комиссия об училищах (ПСЗРИ. Т. XYIII. 1768. № 13095. СПб., 1830. с. 503-512). Указом Екатерины II на имя сенатора П.В. Завадовского от 7 сентября 1782 года Комиссии об училищах предписывалось учредить в России народные училища (ПСЗРИ. Т. XXI. № 15507. 1782. СПб., 1830. с. 663-664). Однако недостаток способных учителей затруднил открытие новых школ, поэтому в 1783 году в г. Санкт-Петербурге учреждено главное народное училище с особым отделением для подготовки народных учителей (ПСЗРИ. Т. XXI. № 15755. 1782. СПб., 1830. с. 938). Первый выпуск учителей состоялся в 1786 году и в апреле этого года было повелено открыть главные народные училища в 26 губернских городах, в том числе и в г. Вологде. 5 августа 1786 года утвержден «Устав народным училищам Российской империи», по которому училища делились на 2 разряда: на главные, четырехклассные, учреждаемые в губернских городах; на малые, двухклассные в уездных городах и одноклассные – в селениях. Содержание училищ и общее руководство ими возлагалось на губернский Приказ общественного призрения, в состав которого входил директор народных училищ. Для надзора за народными училищами в губернии генерал-губернатором назначался директор народных училищ, который следил за соблюдением Устава, за обеспечением училищ учителями и учебными пособиями, осуществлял контроль за малыми народными училищами, получал через смотрителей народных училищ ежемесячные рапорты учителей, подавал в Главное правление училищ, в которое была переименована Комиссия об училищах, ведомость о состоянии начальных училищ губернии. Для управления малым народным училищем из граждан города избирался смотритель уездного народного училища (ПСЗРИ. Т. ХХII. 1786. № 16421. СПб., 1830. с. 646-669). Указом Екатерины II от 12 августа 1786 года Ярославскому и Вологодскому генерал-губернатору Мельгунову повелено открывать в Ярославском и Вологодском наместничествах народные училища (ф. 438, оп. 3, д. 1, л. 1-2). 22 сентября 1786 г. в городе Вологде открыто главное четырехклассное народное училище (ф. 438, оп. 3, д. 8, л. 1об, ф. 18, оп. 1, д. 117, л. 57об). 28 февраля 1787 г. в областном городе Великом Устюге открыто малое двухклассное народное училище (ф. 438, оп. 3, д. 64, л. 7). В январе 1788 г. в г. Тотьме основано Тотемское малое народное училище (ф. 438, оп. 3, д. 1703, л. 52). 1 января 1788 г. в г. Сольвычегодске открыто Сольвычегодское малое народное училище (ф. 438, оп. 3, д. 55, л. 6об). Обязанности директора народных училищ губернии исполняли: с 1786 г. по 1793 г. надворный советник, член губернского правления Николай Степанович Левашов; с 1793 г. по 1795 г. надворный советник Владимир Иванович Остолопов; с 1795 г. по 1797 г. коллежский советник Александр Михайлович Межаков; с 1797 г. по 1800 г. коллежский советник Иван Алексеевич Харламов: с 1800 г. коллежский советник Кирилл Сергеевич Станиславский (с 1804 года он же директор Вологодской губернской гимназии) (ф. 438, оп. 3, д. 64, л. 26, д. 1703, л. 9). Несмотря на стремление правительства Екатерины II распространить образование среди народной массы, дело народного образования значительного развития вперед не получило. Крестьяне, мещане и даже некоторые дворяне оставались неграмотными. От этого страдало управление государством, сдерживалось развитие торговли и промышленности. При Александре I деятельность государства по народному образованию оживилась. В 1802 году для «воспитания юношества и распространения наук» учреждается Министерство народного просвещения, в ведение которого перешли высшие, средние и низшие учебные заведения, Академия наук, типографии, цензура (ПСЗРИ. Т. XXYII. 1802. № 20406. СПб., 1830. с. 243-248). Указом от 24 января 1803 года в России учреждено шесть учебных округов с университетом в центре каждого. Вологодская губерния была причислена к Московскому учебному округу. Во главе каждого округа стоял попечитель, под надзором которого находились университет и другие учебные заведения округа (ф. 438, оп. 3, д. 4, л. 1, ф. 18, оп. 1, д. 117, л. 11), (ПСЗРИ. Т. ХХYII. 1803. № 20598. СПб., 1830. с. 442). В 1803 году издаются «Правила народного просвещения», по которым училища разделяются на 4 разряда: приходские, уездные, губернские или гимназии, университеты. Относительно приходских училищ в правилах сказано, что каждые один или два церковных прихода, смотря по числу прихожан, должны иметь одно приходское училище, в казенных селениях – под наблюдением священника и одного из почтейнейших жителей, а в помещичьих – под наблюдением помещика (ф. 18, оп. 1, д. 117, л. 1-11). В приходские училища принимались дети мужского и женского пола, всех сословий, без ограничения возраста. За порядком учения в приходских училищах наблюдал смотритель училища того уезда, к которому оно принадлежало (ПСЗРИ. Т. ХХYII. 1803. № 20597. СПб., 1830. с. 437-442). 5 ноября 1804 года изданы Уставы Московского, Харьковского и Казанского университетов и Устав учебных заведений, подведомственных университетам. Административная деятельность попечителя округа была ограничена. Университетские уставы делали университеты органами управления всеми учебными заведениями округа. По Уставу учебных заведений, подведомственных университетам, создавалась сеть учебных заведений, носящих всесословный характер: четырехклассная гимназия во главе с директором в губернских городах; двухклассное уездное училище во главе со смотрителем в уездных городах и одногодичное приходское училище. Учреждение гимназий имело двоякую цель: преподавание наук, необходимых для «благовоспитанного» человека и подготовка юношей к университетским наукам. Выпускники уездных училищ могли продолжить свое образование в гимназии. Средними и низшими учебными заведениями губернии заведовал директор училищ (он же директор гимназии), избираемый университетским советом и ему подчиненный. Смотрители уездных училищ подчинялись губернскому директору училищ, определялись на должности непосредственно университетом по представлению директора училищ (ПСЗРИ. Т. ХХYIII. 1804. № 21501. СПб., 1830. с. 626-647). В соответствии с предписанием Совета Московского университета 18 августа 1804 года в губернском городе Вологде была открыта Вологодская губернская гимназия на базе бывшего главного народного училища (ф. 18, оп. 1, д. 117, л. 37). Предписанием училищного комитета Московского университета директору училищ Вологодской губернии от 29 октября 1804 года указывалось на необходимость открытия в уездных городах губернии уездных училищ (ф. 438, оп. 3, д. 35, л. 9,10). 12 ноября 1804 года в г. Вологде было открыто Вологодское уездное училище (ф. 438, оп. 3, д. 32, л. 5,9,11,18). 2 апреля 1805 года Великоустюгское народное училище реорганизовано в Великоустюгское уездное училище, Тотемское малое народное училище – в Тотемское уездное училище (ф. 438, оп. 3, д. 64, л. 1-29, д. 138, л. 56-57, ф. 18, оп. 1, д. 117, л. 102). 14 мая 1805 года Сольвычегодское малое народное училище преобразовано в уездное училище (ф. 18, оп. 1, д. 117, л. 106, ф. 438, оп. 3, д. 55, л. 9,26). 30 июля 1805 года открыто Яренское малое одноклассное уездное училище (ф. 18, оп. 1, д. 117, л. 108, ф. 438, оп. 3, д. 100, л. 5). 9 ноября 1807 года в г. Вологде открыто приходское училище (ф. 438, оп. 3, д. 364, л. 1об, 2). 1 января 1808 года в г. Тотьме основано приходское училище (ф. 438, оп. 3, д. 364, л. 3об). 1 января 1810 года открыто приходское училище при Николаевской церкви Шемогодской волости Велико-Устюгского уезда (ф. 438, оп. 3, д. 364, л. 4об). 24 февраля 1810 года в Верховажском посаде основано приходское училище (ф. 438, оп. 3, д. 364, л. 3об, д.249, л. 35). 13 марта 1810 года в г. Великом Устюге были открыты два приходских училища (ф. 438, оп. 3, д. 157, л. 34). 24 ноября 1810 года в г. Великом Устюге открыто Пятницкое приходское училище (ф. 438, оп. 3, д. 364, л. 4об). 19 мая 1814 года открыто приходское училище в с. Покровском Грязовецкого уезда, 4 июня 1815 года - приходское училище в с. Никольском Кадниковского уезда (ф. 438, оп. 3, д. 457, л. 4об). 10 сентября 1816 года в г. Вельске открыто приходское училище (ф.438, оп. 3, д. 443, л. 2). 16 января 1821 года в г. Грязовце открыто уездное училище (ф. 438, оп.3, д. 536, л. 1-11). В соответствии с Указом Сената от 26 августа 1811 года при уездных училищах для лучшего надзора за училищами уезда и содействия успехам их благосостояния учреждалась должность почетного смотрителя. Почетные смотрители избирались из пользующихся общим уважением местных помещиков и утверждались в своем звании Министром просвещения (ПСЗРИ. Т. XXXI. 1811. № 24754. СПб., 1830. с. 830). В соответствии с Указом от 31 октября 1824 года «О новом распределении губерний по учебным округам» Вологодская губерния вошла в состав Санкт-Петербургского учебного округа (ф. 438, оп. 3, д. 617, л. 50-52об, д. 1703, л. 9а), (ПСЗРИ. Т. XXXIX. 1824. № 30102. СПб., 1830. с. 577). Предписанием Вологодской духовной консистории от 4 июня 1825 г. было разрешено священнослужителям открывать в своих домах училища для обучения приходских крестьянских детей (ф. 438, оп. 3, д. 590, л. 53-54об). При Николае I в 1826 году был образован «Комитет для сличения и уравнения Уставов учебных заведений и определения курсов учения в оных». Комитету поручалось ввести в дело воспитания «необходимое единообразие» и «воспретить всякие произвольные преподавания учений по произвольным книгам и тетрадям» (ПСЗРИ. Собр. второе. Т. I. 1826. № 338. СПб., 1830. с. 459-460). 8 декабря 1828 года был принят новый Устав гимназий, уездных и приходских училищ, состоящих в ведомстве Санкт-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского университетов. Новый школьный устав сохранял трехстепенность школ, но в основу школьной системы положил сословность. По уставу 1828 года гимназия стала классической, она не была связана с предшествующими звеньями (приходскими и уездными училищами), предназначалась для дворян. Уже в одном этом новый устав был резко противоположен замыслам Петра I, Екатерины II и Александра I, стремившихся создать такую стройную систему тесно между собой связанных и одинаково для всех доступных учебных заведений, из которых низшие служили бы подготовительными для высших. В соответствии с новым Уставом директор гимназии и всех училищ губернии получал большие права над учебными заведениями губернии: надзор за гимназией и училищами, за исполнением постановлений Устава и предписаний начальства; руководство хозяйственной частью гимназии; предоставление 3 раза в год отчетов университету о состоянии гимназии, а в конце года – общего донесения о гимназии, пансионе и подведомственных ему училищах; ежегодно к 1 августа предъявление университету послужных списков состоящих в его ведомстве учителей и чиновников. Кроме того, директор гимназии и училищ избирал учителей и прочих лиц и представлял на утверждение попечителю учебного округа, предоставлял к увольнению с должности и к увольнению в отпуск; вел переписку с губернским и прочим начальством по вопросам своей службы. Для надзора за преподаванием и «нравственной частью» в гимназии учреждалась должность инспектора. Каждые три года дворянство губернии выбирало почетного попечителя гимназии. Для рассмотрения важнейших дел, касающихся гимназии и всего ведомства дирекции, создавался особый совет из директора, инспектора и старших учителей. При гимназиях учреждались пансионы. Воспитанники пансиона обучались в гимназиях вместе с другими учениками, но вне классов находились под особым надзором руководства пансиона. Усилен был надзор и за частными учебными заведениями. Гимназии и уездные училища содержались на средства, отпускаемые государственным казначейством. Приходские училища в городах и селениях, принадлежащим казне или вольным хлебопашцам, содержались за счет «градских и сельских обществ», а в помещичьих за счет добровольных приношений помещика (ПСЗРИ. Собр. второе. Т. III. 1828. № 2502. СПб., 1830. с. 1097-1127). 25 июня 1835 года утверждено новое Положение об учебных округах, сущность которого заключалась в передаче всех обязанностей по управлению учебными заведениями в руки попечителя учебного округа; университеты превратились в чисто учебные заведения. В каждом учебном округе в помощь попечителю создавались совет попечителя и должность инспектора казенных училищ (ПСЗРИ. Собр. второе. Т. X. 1835. № 8262. СПб., 1856. с. 756-758). Для содержания и обучения детей женского пола 10 января 1835 года в г. Вологде открыт частный женский пансион (ф. 438, оп. 3, д. 737, л. 1-17). Были открыты приходские училища: 7 августа 1834 г. в г. Лальске, 22 августа 1835 г. Кадниковское приходское училище, 8 сентября 1835 г. Устьсысольское приходское училище, 27 апреля 1837 г. Никольское приходское училище, 6 марта 1838 г. в г. Вологде 2-е приходское училище, 22 сентября 1838 г. в г. Кадникове женское приходское училище, 15 сентября 1840 г. в г. Грязовце 2-е приходское училище для обучения детей женского пола, 6 ноября 1843 г. Яренское училище для обучения детей женского пола, 18 мая 1844 г. в г. Великом Устюге училище для обучения детей женского пола, 15 июля 1847 г. приходское училище в г. Красноборске и другие (ф. 438, оп. 3, д. 1703, л. 358-359, д. 1217, л. 1-3). 22 августа 1837 г. открыто Кадниковское уездное училище (ф. 438, оп.3, д. 1703, л. 38-39). 13 марта 1840 года в г. Устьсысольске состоялось открытие Устьсысольского уездного училища (ф. 438, оп. 3, д. 1047, л. 1-13). В селениях губернии начинают открываться школы Министерства государственных имуществ и Департамента уделов. В Вологодской губернии в 1854 году действовало 49 училищ ведомства государственных имуществ, в которых обучалось 2484 ученика, и 9 училищ удельного ведомства, где обучалось 330 учеников (Справочная книжка для Вологодской губернии на 1854 год. Вологда, с. 127). Предписанием попечителя Санкт-Петербургского учебного округа от 14 июня 1865 года надзор за учебной частью в удельных училищах был передан дирекции училищ (ф. 438, оп. 3, д. 2921, л. 1). В соответствии с мнением Государственного Совета от 11 февраля 1867 года сельские училища ведомства Государственных имуществ переданы в ведение дирекции училищ (ф. 438, оп. 3, д. 2956, л. 19). По сведениям о состоянии Вологодской дирекции училищ на январь 1846 года «число» чиновников, учителей и учащихся составило: в гимназии: - почетный попечитель - директор - инспектор - 11 учителей - 4 других чиновника - 2 канц. служащих - 215 учащихся 1-7 классов. в Вологодском, Грязовецком, Тотемском, Сольвычегодском, Великоустюжском, Яренском, Кадниковском, Устьсысольском уездных училищах: - почетный смотритель - штатный смотритель - учителей по 5 чел. (Грязовецком, Яренском по 4 чел.) - 419 учащихся. в приходских училищах: - 23 учителя (в Кадниковском мужском, Яренском училищах преподавали учителя уездных училищ) - 477 учащихся (ф. 438, оп. 3, д. 1647, л. 23-24). 14 июня 1858 года в день посещения города Вологды Императором Александром II на основании «Устава женских учебных заведений в Российской империи» от 30 августа 1855 года было открыто Вологодское женское училище 1-го разряда (ф. 438, оп. 3, д. 3060, л. 9,11), (ПСЗРИ. Собр. второе. Т. XXX. 1855. № 29625. СПб., 1856. с. 564-582). Указом от 11 мая 1863 года Вологодское женское училище 1-го разряда переименовано в Вологодскую Мариинскую женскую гимназию (ПСЗРИ. Собр. второе. Т. XXXYIII. 1863. № 39611. СПб., 1866. с.439). Освобождение крестьян в 1861 году открыло широкую возможность образования народа. Высочайшим повелением от 18 января 1862 года вопрос об управлении делом народного образования был разрешен следующим образом: «1).учрежденные ныне и впредь учреждаемые духовенством народные училища оставить в заведывании духовенства, с тем, чтобы Министерство народного просвещения оказывало содействие преуспеванию их по мере возможности»; «2).оставить на обязанности Министерства народного просвещения учреждать по всей Империи, по соглашению с подлежащими ведомствами, народные училища, которые и должны оставаться в ведении сего министерства, при чем министерству следует пользоваться содействием духовенства во всех случаях, когда оно признает это нужным и когда духовенство найдет возможным оказать ему содействие» (ПСЗРИ. Собр. второе. Т. ХХХYII. 1862. № 37873. СПб., 1865. с. 38-39). Высочайшее повеление 1862 года представило духовному ведомству полную самостоятельность в области народного образования, независимо от министерства народного образования. Таким образом, единства в устройстве народной школы создано не было. 4 февраля 1862 года в г. Великом Устюге было открыто женское училище 2-го разряда, 18 сентября 1862 г. - в г. Грязовце (ф. 438, оп. 3, д. 2519, л. 73, д. 2568, л. 101). 14 июля 1864 года утверждено положение о начальных народных училищах (ПСЗРИ. Собр. второе. Т. ХХХIХ. 1864. № 41068. СПб., 1867. с. 613-617). В соответствии с законом к начальным народным училищам относились: 1) ведомства Министерства народного просвещения: а) приходские училища в городах, посадах и селах, содержащиеся за счет местных обществ и частью за счет казны и пожертвований частных лиц, и б) народные училища, учреждаемые и содержащиеся частными лицами; 2) ведомства министерств Государственных имуществ, Внутренних дел, Удельного и Горного: сельские училища разных наименований, содержащиеся за счет общественных сумм; 3) церковно-приходские училища, открываемые православным духовенством; 4) все воскресные школы, учреждаемые правительством, городскими и сельскими обществами, частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословий. Согласно «Положению» от 14 июля 1864 года к руководству делами народного образования были привлечены земства. С целью наблюдения за направлением преподавания в средних и низших учебных заведениях, согласования деятельности различных ведомств по народному образованию в каждом уезде и в каждой губернии учреждались уездные и губернские училищные советы. Эти советы состояли из чиновников, представителей духовенства и земских органов. В соответствии с «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 года земские учреждения в Вологодской губернии открылись с 1870 года (ПСЗРИ. Собр. второе. Т. XXXIX. 1864. № 40457. СПб., 1867. с. 1-14). 19 ноября 1864 года был принят новый устав гимназий и прогимназий, установлен принцип всесословной средней школы, подразделяя ее на две категории: семилетние классические и реальные гимназии. В местах, не имеющих гимназий, по мере необходимости и возможностей учреждались прогимназии с четырехлетним сроком обучения (ПСЗРИ. Собр. второе. Т.XXXIX. 1864. № 41472. СПб., 1867. с. 167-179). На основании Закона от 29 мая 1869 года Министерство народного просвещения открывало в крупных селах двухклассные и одноклассные образцовые сельские училища. В каждой губернии вводилась должность инспектора народных училищ (ПСЗРИ. Собр. второе. Т. XLIY. 1869. № 47148. СПб., 1873. с. 541-543). Министерские училища состояли в ведении попечителя учебного округа и находились под надзором директора и инспектора народных училищ. Заведование училищем поручалось одному из преподавателей. Полный курс обучения в двухклассных училищах - пять лет, в одноклассных – три года. При училищах разрешалось открывать ремесленные классы и отделения. К 1910 году в губернии было открыто 47 министерских училищ, из них – 38 двухклассных и 9 одноклассных, в которых обучалось 4229 учеников (ф.438, оп. 1, д. 94, л. 3). 15 мая 1872 года утвержден устав реальных училищ Министерства народного просвещения. Реальные гимназии преобразовывались в реальные училища с семилетним сроком обучения (ПСЗРИ. Собр. второе. Т. XLYII. 1872. № 50834. СПб., 1875. с. 626-636). В соответствии с Указом Сената от 27 января 1876 года 1 июля 1876 года в городе Вологде учреждено реальное училище с химико-техническим отделением (ф. 438, оп. 3, д. 3328, л. 29-32), (ПСЗРИ. Собр. второе. Т. LI. 1876. № 55516. СПб., 1878. с. 54-55). 25 мая 1874 года утверждено новое положение о начальных народных училищах (ПСЗРИ. Собр. второе. Т. ХLIХ. 1874. № 53574. СПб., 1876. с. 834-840). В новом положении, изданном взамен положения 1864 года, значительных изменений внесено не было, исключая лишь то, что в числе учредителей училищ, наряду с городскими и сельскими обществами, указано земство. Для достижения общедоступности начального обучения открытие ежегодно новых земских начальных училищ представлялось для земства задачей первостепенной важности. На основании положения в 34-х губерниях, в которых введены земские учреждения, для заведования учебной частью всех народных училищ губернии была создана самостоятельная должность директора народных училищ с двумя помощниками – инспекторами. Директор народных училищ избирался Попечителем учебного округа из лиц, получивших высшее образование, и утверждался в должности министром народного просвещения. Состоял членом и управлял делами губернского училищного совета, проводил личный осмотр училищ, руководил деятельностью инспекторов народных училищ. Директор народных училищ предварительно рассматривал поступающие в губернский училищный совет отчеты уездных училищных советов, вносил по ним свои заключения на рассмотрение губернского училищного совета. Законом от 25 мая 1874 года на училищные советы было возложено «попечение об удовлетворении потребностей населения в начальном образовании и о надлежащем нравственном направлении иного», руководство в них было передано предводителям дворянства. По предписанию канцелярии Попечителя Санкт-Петербургского учебного округа от 24 мая 1874 года в соответствии с положением о городских училищах от 31 мая 1872 года все уездные училища преобразовывались в городские (ПСЗРИ. Собр. второе. Т. ХLYII. 1872. № 50909. СПб., 1875. с.727-732), (ф.438, оп. 3, д. 3465, л. 1-2). По положению об училищах городские училища подразделялись на одноклассные, двухклассные, трехклассные и четырехклассные. Полный курс обучения в городских училищах шесть лет. В училища могли поступать дети всех сословий, но не моложе семилетнего возраста. При всех городских училищах по желанию местного общества и на его средства с разрешения Попечителя учебного округа могли открываться воскресные и вечерние курсы для взрослых, в которых преподавали учителя этих училищ. Развитие промышленности, торговли предъявляло спрос на квалифицированные кадры. Для обучения ремеслам в губернии открывались ремесленные школы, при училищах - ремесленные отделения и ремесленные классы. 23 мая 1896 года в городе Тотьме была учреждена низшая ремесленная школа игрушечного дела, которая Высочайшим повелением от 31 августа 1896 года в память посещения г. Тотьмы Императором Петром I была преобразована в Петровскую ремесленную школу по игрушечному делу. Школа состояла в ведении директора народных училищ и содержалась на средства государственного казначейства. Предписанием попечителя Санкт-Петербургского учебного округа от 12 ноября 1904 года разрешалось открыть при школе женское ремесленное отделение (ф. 438, оп. 1, д. 147, л. 21-27, д. 497, л. 22-35, д. 606, л. 1, 19об). В 1902 году учреждена Айкинская низшая ремесленная школа Яренского уезда с двумя отделениями: слесарно-кузнечным и столярно-токарным (ф. 438, оп.1, д. 147, л. 44). 21 ноября 1908 года открыта Шемогодская низшая ремесленная школа для обучения столярно-токарному делу в дер. Погорелово Шемогодской волости Велико-Устюгского уезда (ф. 438, оп. 1, д. 147, л. 21 ноября 1910 года в г. Вологде была открыта школа ремесленных учеников имени Д.С. Пермякова со столярным и слесарным отделениями (ф.438, оп. 1, д. 147, л. 5) и др. В 1910 году в Вологодской губернии насчитывалось пять ремесленных школ, девять ремесленных отделений и девятнадцать ремесленных классов (ф. 438, оп.1, д. 208, л. 10об). 4 ноября 1911 года была открыта Старосельская низшая ремесленная школа им. А.Н. Лукачева в селе Старом Кадниковского уезда для обучения слесарно-кузнечному и столярно-белодеревному ремеслам (ф. 438, оп. 1, д.206, л. 2, 22). Законом от 25 июня 1912 года городские училища преобразовывались в высшие начальные училища. Высшие начальные училища давали учащимся законченное начальное образование, выпускники училищ могли поступать в средние учебные заведения. Высшие начальные и городские училища состояли в ведении попечителей учебных округов и заведовании директоров начальных училищ, содержались Правительством, земскими, городскими и другими учреждениями общественного управления, сословиями, обществами, частными лицами (ПСЗРИ. Собр. второе. Т. ХХХII. 1912. № 57515. СПб., 1915. с. 949-958). Постановлением Народного Комиссариата по просвещению от 20 января 1918 года должности директоров и инспекторов народных училищ были упразднены, все делопроизводство канцелярий губернских дирекций и инспекций передано отделам народного образования при местных советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (СУ РСФСР. 1918. № 17. ст. 251). 2. История фонда Архивный фонд Директора народных училищ Вологодской губернии поступил на государственное хранение в 1919г. Далее были поступления в 1963,1986 гг. Проверки наличия и состояния документальных материалов фонда осуществлялись в 1947,1963,1976,1995 гг. На документы фонда составлено 3 описи за 1786,1803-1919 гг. По состоянию на 18.05.2007 в фонде на хранении находится 4206 дел. 3. Характеристика документов Указы Императора, Сената, Синода. Циркуляры и предписания Министерства народного просвещения, училищного комитета Московского университета и попечителя Санкт-Петербургского учебного округа. Журналы заседаний губернского и уездных училищных советов, попечительских советов, комиссии по делам народного образования, школьных советов. Протоколы заседаний педагогических советов, совещаний учителей, инспекторов народных училищ. Отчеты директора и инспекторов народных училищ, училищных советов, учебных заведений. Материалы инспекторских обследований училищ. Доклады о состоянии народного образования в губернии. Уставы гимназий и училищ. Документы об открытии, реорганизации и истории учительского института, гимназий, училищ, школ, ремесленных и профессиональных учебных заведений, реального училища в г. Вологде, пансионов. Отчеты и ведомости о количестве и состоянии учебных заведений в губернии. Списки училищ, учителей. Переписка о комплектовании учебных заведений учительскими кадрами. Ведомости о количестве учителей, учащихся, выпускников, об организации врачебно-санитарного надзора за учебными заведениями и состоянием здоровья учащихся. Сведения о деятельности педагогических курсов, о комплектовании библиотек. Документы о ходе введения всеобщего образования в губернии, развитии дошкольного и внешкольного образования. Школьная сеть уездов (1906-1916 г.г.). Дела об организации обществ вспомоществования учителей и учащихся (1910-1915 г.г.). Сведения о почетных смотрителях и попечителях гимназий, училищ и школ. Дела и переписка о финансировании учебных заведений, о строительстве и ремонте учебных зданий, о хозяйственных нуждах учебных заведений, о снабжении их учебными пособиями, о пожертвованиях на народное образование. Сметы, ведомости и отчеты о приходе и расходе денежных средств на народное образование. Учебные программы, переписка об их пересмотре. Ведомости успеваемости учащихся, результатов переводных и выпускных экзаменов. Отчеты о поведении учащихся. Списки учеников, воспитанников пансионов. Свидетельства и аттестаты об окончании учебных заведений. Сведения и переписка о содержании и материальной помощи учащимся, плате за обучение. Формулярные, послужные списки учителей, чиновников и служащих учебных заведений и дирекции народных училищ, сведения об их награждении и присвоении чинов.

Переименования

Название Период
Директор народных училищ Вологодской губернии .Город Вологда Вологодской губернии - (1803-1918) 1 янв. 1803 г. — 20 янв. 1918 г.

Внимание! Сайт работает в тестовом режиме: заказы и запросы в архивы не исполняются.