Из жизни студента Вологодской духовной семинарии

Самым молодёжным, весёлым и задорным праздником, традиционно отмечаемым в нашей стране 25 января, по праву считается Татьянин день, именуемый так в честь святой мученицы Татьяны, объявленной покровительницей всего российского студенчества. День студента, установленный в 1850 году, постепенно получил широкое распространение, стал общенациональным и любимым, празднуемым учащейся молодёжью и в настоящее время.
Весьма понятно желание наших современников отправиться пусть в воображаемое, но путешествие в прошлые эпохи. Например, раскрыть интересные детали жизни и быта студенчества дореволюционной России при изучении документов фонда Вологодской духовной семинарии Государственного архива Вологодской области.
Так, основой образования в семинарии провозглашалось нравственное воспитание и «правильное формирование характера». Учащиеся данного учреждения должны были придерживаться общепринятых правил поведения, соблюдение которых могло повлиять на последующее назначение на епархиальные должности. На обучение в семинарию поступали выпускники духовных училищ по результатам строгих вступительных испытаний. Примечательно, что руководство образовательного заведения запрашивало у правлений духовных училищ не только сведения о способностях к обучению, но и о характере своих будущих учеников.
Распорядок дня обучающихся в духовной семинарии имел свои особенности. Общая молитва под наблюдением инспектора учреждения являлась обязательным каждодневным атрибутом. Также семинаристы ежегодно посещали исповедь, соблюдали таинство причащения и посты, установленные церковью. В то же время учащимся не воспрещались прогулки по городу при выполнении определенных условий. Например, строго запрещалось посещение трактиров, питейных и «увеселительных» заведений. Но, несмотря на данные запреты, в журналах для записей о поведении семинаристов зачастую встречаются заметки о проступках, заключавшихся в возвращении в учебный корпус в состоянии алкогольного опьянения или в курении табака в перерывах между занятиями. Следствием нарушений могло стать решение о дисциплинарно-исправительных мерах, к коим относились замечания, выговоры, лишение права на прогулки, наказание «голодным столом», помещение в карцер.
Учащиеся семинарии, большинство из которых составляли дети священно-церковнослужителей, в связи со сложным материальным положением их семей часто нуждались в казенном обеспечении (предоставлении на безвозмездной основе учебной литературы, питания, места в общежитии). Данную привилегию получали семинаристы, соблюдавшие ряд определенных правил, таких, как хорошее поведение, «постоянное ревностное прилежание» и успехи в обучении. Следует отметить, что ученики, находившиеся на казенном обеспечении, снабжались необходимой одеждой, обувью и предметами быта, которые предписывалось содержать в идеальном порядке.
Выпускники Вологодской духовной семинарии по окончании курса могли поступить как на епархиальную, так и на гражданскую службу. Впрочем, некоторые ученики прерывали обучение по собственной инициативе, объясняя данное обстоятельство, в частности, отсутствием успехов в учебе. Лучшие же выпускники получали направления на дальнейшее образование в духовных академиях.
Таким образом, документы семинарии, являясь ценным историческим источником, представляют интерес для изучения повседневной жизни учащихся XIX – начала XX веков на примере отдельного образовательного учреждения.
Прошение учащегося семинарии Алексея Смирнова о переводе из общежития на квартирное проживание от 1 февраля 1863 г. Из фондов ГАВО
Билет о недельном отпуске учащегося семинарии, февраль 1836 г. Из фондов ГАВО
Правила о взысканиях за нарушение ученических обязанностей от 14 февраля 1877 г. Из фондов ГАВО
Записи из книги о поведении учеников семинарии, 1860 г. Из фондов ГАВО
Справка
о проступках учащихся семинарии от 2
марта 1900 г. Из фондов ГАВО